Наука — это не только статьи, гранты и конференции. Это еще и люди с их историями, сомнениями, интересами и неожиданными поворотами. В этом году НИУ ВШЭ принял новую волну постдоков — 60 исследователей, которые приехали из самых разных уголков страны и мира, с самыми разными жизненными траекториями. Кто-то работал переводчиком в футбольном клубе, кто-то курировал выставки, а кто-то совмещал лабораторные эксперименты с кроссфитом. У каждого свой путь, но всех объединяет одно — стремление задавать важные вопросы и искать на них честные ответы.
В этой серии интервью мы хотим показать не только чем будут заниматься новые постдоки в стенах Вышки, но и почему: что вдохновляет их садиться за рабочий стол каждое утро, какие книги лежат у них на полке, как они отдыхают и где черпают вдохновение для новых открытий. Ведь за каждым исследовательским проектом и каждой гипотезой стоит живой человек со своими мечтами, увлечениями и верой в то, что его работа имеет значение и принесет пользу будущим поколениям.
Рамина Абилова, научный сотрудник Лаборатории визуальной истории НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
— Как складывалась ваша академическая карьера и почему вы решили перейти в Вышку?
— Завершая обучение в аспирантуре Казанского федерального университета, я начала работать в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан (г. Казань). Это позволило лучше понять особенности формирования и хранения фотоколлекций в музеях, что было важно для моей диссертации. После получения кандидатской степени я несколько лет занималась курированием фотовыставок, организацией публичной программы о фотографии (лекциями, встречами с фотографами, экскурсиями, дискуссиями, кинопоказами и пр.) и формированием фотографического фонда в музее. Параллельно я преподавала курсы о визуальной культуре, кураторстве и др. студентам кафедры музеологии, культурологии и искусствоведения Казанского государственного института культуры. Все это время продолжала писать научные статьи и участвовать в научных мероприятиях. В какой-то момент я поняла, что хочу сосредоточиться на исследованиях, поэтому присоединилась к коллективу Антропошколы Тюменского государственного университета, где погрузилась в изучение фотографических материалов о Сибири и познакомилась с коллегами из разных областей. Помимо этого, вместе с Марией Гурьевой я запустила программу дополнительного образования о фотографическом наследии для сотрудников российских музеев, архивов и библиотек. Когда в прошлом году я узнала об открытии Лаборатории визуальной истории в ВШЭ, сразу подумала о том, что она могла бы стать для меня идеальным местом для дальнейшего развития академической карьеры, так как полностью соответствует моим профессиональным интересам и среди ее сотрудников есть ученые, чья деятельность меня вдохновляет и вызывает большое уважение.
— Какие исследования вы проводите? К какому проекту ВШЭ вы присоединились и какие цели ставите на ближайший год?
— В прошлом я занималась изучением домашних фотоархивов сельских жителей Татарстана. Меня интересовала история фотографии (каким образом она появилась в разной местности, как ее хранили и использовали, фотографическая практика жителей деревень и прочее) и фотографическая история, то есть как фотография помогает раскрыть историю этих деревень. Другой мой большой проект — исследование фотографий иностранцев, сделанных на территории Советского Союза. Их изучение помогает открыть новые стороны визуальной истории нашей страны.
Я присоединилась к проекту «Визуальный поворот в исторических исследованиях». В ближайший год планирую собрать материал для новых научных статей в архивах и библиотеках Санкт-Петербурга, завершить рукопись книги (совместно с казанским историком Т.П. Крашенинниковой), поучаствовать в научных мероприятиях ВШЭ. Помимо этого, надеюсь увлечь студентов фотографическими исследованиями.
— Есть ли у вас хобби, которые помогают перезагрузиться?
— Моим любимым занятием является посещение выставок. Радует, когда они помогают узнать что-то новое и позволяют увидеть те предметы, которые ранее я видела только в книгах, альбомах и онлайн-публикациях. Хотя я пока не работаю над выставочными проектами, по-прежнему внимательно изучаю устройство пространства — смотрю на развеску и крепление произведений/объектов, дизайн и тексты. Все время фиксирую в заметках какие-то удачные приемы, которые использовала бы сама.
— Какую книгу вы бы посоветовали студентам или коллегам для вдохновения (необязательно научную)?
— Я бы посоветовала посмотреть Сводный каталог «Дагеротип в России», который выпускает музейно-выставочный центр «Росфото». Это многотомное издание, посвященное дагеротипам (одной из самых ранних фотографических технологий), хранящимся в российских музеях, архивах и библиотеках.
Для прочтения я бы рекомендовала книгу челябинского историка Игоря Владимировича Нарского «Фотокарточка на память: семейные истории, фотографические послания и советское детство» (Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2008). В этом «автобио-историо-графическом романе» автор в увлекательной манере раскрывает множество разных тем — от истории фотографии и исследования фотографии историками до истории советской повседневности и осмысления ремесла и карьерного пути историка.
Олег Кучур, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории био- и хемоинформатики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
— Что вас вдохновляет в науке и есть ли у вас научные герои или примеры, на которые вы ориентируетесь?
— Наука — это самый надежный способ вносить свой вклад в будущее. Понимание и использование принципов и механизмов жизни, природы — это возможность добавить в общую картину мира и развитие человечества свою маленькую деталь. Вдохновляет меня возможность находить скрытые взаимосвязи в сложных системах, превращать фундаментальное наблюдение во что-то прикладное, вещественное, объяснять запутанное простыми словами.
Из научных героев выделю, наверно, Юрия Анатольевича Овчинникова — советского биохимика, внесшего колоссальный вклад в развитие мировой биоорганической химии, молекулярной биологии, цитологии. На деле же интересы и знания Овчинникова выходили далеко за рамки науки, он был поистине универсальным человеком.
— Какие исследования вы проводите? К какому проекту ВШЭ вы присоединились и какие цели ставите на ближайший год?
— Я присоединился к проекту, посвященному исследованию регуляторной цепи генов нейробластомы — детской агрессивной опухоли; проект реализуется в Высшей школе экономики в сотрудничестве с Университетом ИТМО. Мои исследования сосредоточены на биоинформатическом анализе молекулярных механизмов, лежащих в основе агрессивности и терапевтической резистентности этой опухоли, в частности на изучении взаимодействий ключевых генов и белков CRC, таких как MYCN, NONO, HAND2 и GATA3.
— Есть ли у вас хобби, которые помогают перезагрузиться?
— Каждое утро занимаюсь изучением китайского языка, это уже традиционная медитация перед рабочим днем.
А вот в свободные вечера, чтобы дать мозгу разгрузиться, практикую калистенику — тренировки, основанные на выполнении упражнений с использованием собственного веса для развития силы, выносливости, координации и гибкости, известные чуть ли не с Древней Греции.
— Какую книгу вы бы посоветовали студентам или коллегам для вдохновения (необязательно научную)?
— Чрезвычайно понравилась книга «Код. Тайный язык информатики» Чарльза Петцольда, которая повествует об истории кодов и шифров, вычислительной технике и цифровом мире. Книга хорошо объясняет закономерности создания и передачи информации. Несмотря на название, увлекательно и понятно будет всем — гуманитариям, технарям, подросткам и взрослым.
Ну и, как биолог, не могу не порекомендовать автобиографическую книгу «Двойная спираль» Дж. Уотсона, описывающую историю открытия структуры ДНК — главного носителя информации о строении, свойствах всего живого на Земле.
Екатерина Клюйкова, научный сотрудник Института классического Востока и античности
— Как складывалась ваша академическая карьера и почему вы решили перейти в Вышку?
— У меня был достаточно прямой путь из бакалавриата в магистратуру и аспирантуру, который я прошла в одном университете. Помимо своей основной темы, связанной с восточноазиатским текстом русской литературы, долгое время параллельно занималась фольклористикой. В последние несколько лет, в особенности после защиты диссертации, я переживала академический кризис, связанный с увеличением педагогической нагрузки, а также выбором и разработкой новой проблематики исследования, и именно в этот момент мне предложили попробовать поучаствовать в конкурсе на место постдока, чтобы заняться проектом по близкой мне теме.
— Что вас вдохновляет в науке и есть ли у вас научные герои или примеры, на которые вы ориентируетесь?
— Для меня главными ориентирами в работе всегда были мои коллеги и учителя, которые занимаются наукой потому, что не могут не заниматься. Их постоянный интерес к человеку, текстам, культуре, исследовательское въедливое любопытство и требовательность к себе — то, о чем я всегда вспоминаю в трудные рабочие моменты.
— Какие исследования вы проводите? К какому проекту ВШЭ вы присоединились и какие цели ставите на ближайший год?
— Я работаю в рамках проекта «Проблемы идентичности в литературе корейских диаспор» и работаю с текстами корё сарам (корейцев, проживающих на постсоветском пространстве) и кёпхо (представителей диаспоры в североамериканских странах). Для меня интересны практики конструирования советской и этнической идентичности, связанные с идеологическими факторами, которые можно проследить на примере истории публикации первых романов корё сарам в СССР, а также современное состояние русскоязычной диаспорной литературы. В англоязычной литературе планирую на первом этапе анализировать особенности художественного осмысления связей с исторической родиной и принимающим обществом, специфику использования корейских образов и мотивов. Отдельный вопрос, который меня интересует в связи с текстами кёпхо, — их мотивированность работами в области diaspora studies.
— Есть ли у вас хобби, которые помогают перезагрузиться?
— У меня нет специальных хобби, я получаю удовольствие от чтения и по работе, и в качестве отдыха, но если необходимо разгрузить голову, то помогают долгие прогулки, короткие поездки, концерты классической музыки и опера.
— Какую книгу вы бы посоветовали студентам или коллегам для вдохновения (необязательно научную)?
— Я занимаюсь литературой как текстами, к которым есть потребность возвращаться (как отдельному человеку, так и различным сообществам), поэтому в первую очередь хочется посоветовать найти для себя своего рода калибровочный текст, каждое новое прочтение которого позволит настраивать свою аналитическую оптику. Для меня таким текстом стал «Медный всадник» Пушкина.
Екатерина Павлюкевич, научный сотрудник Центр геоданных
— Как складывалась ваша академическая карьера и почему вы решили перейти в Вышку?
— Моя академическая траектория долгое время была неразрывно связана с Московским государственным университетом. Помню то потрясение, которое испытываешь, когда впервые попадаешь в этот храм науки: его масштаб и атмосфера вдохновляют. МГУ для меня — настоящая альма-матер, место, где я сформировалась как исследователь. Но в какой-то момент я почувствовала жажду новых горизонтов — свежего взгляда на, казалось бы, привычные процессы и методики. Вышка стала для меня таким вызовом и возможностью увидеть свою область знаний под другим углом.
— Что вас вдохновляет в науке и есть ли у вас научные герои или примеры, на которые вы ориентируетесь?
— Меня в науке вдохновляет сам процесс поиска ответа на какой-то исследовательский вопрос — это чувство, когда из разрозненных данных складывается цельная картина. Прямо сейчас, например, в рамках программы постдоков я погружена в решение одной такой головоломки. Прочитав уже десятки статей, я чувствую, что ответ где-то совсем близко.
— Какие исследования вы проводите? К какому проекту ВШЭ вы присоединились и какие цели ставите на ближайший год?
— Я присоединилась к Центру геоданных факультета географии и геоинформационных технологий на проект «Природные риски в регионах России: территориально-детализированные оценки на основе геоданных». В мои задачи на ближайший год входит обзор существующих методик оценки риска от наводнений, разработка методики учета наводнений в риск-профилях для муниципалитетов и создание базы данных исторических наводнений в России. А в личном плане я надеюсь прокачать свои навыки в Python, освоить работу с большими данными и научиться полноценно пользоваться Google Earth Engine.
— Есть ли у вас хобби, которые помогают перезагрузиться?
— Мой главный источник перезагрузки — это сайкл. Всего 45 минут на велосипеде под энергичную музыку — и ты успеваешь несколько раз мысленно обнулиться, выплеснуть энергию, а потом возвращаешься к работе с ясной головой. Очень рекомендую!
— Какую книгу вы бы посоветовали студентам или коллегам для вдохновения (необязательно научную)?
— Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу».
Александр Донцов, научный сотрудник департамента мировой экономики
— Как складывалась ваша академическая карьера и почему вы решили перейти в Вышку?
— Я окончил бакалавриат по юриспруденции и магистратуру по зарубежному регионоведению в России, а затем защитил PhD в Лейпцигском университете в Германии. Опыт в Лейпциге дал мне ценное понимание междисциплинарного подхода и работу в по-настоящему интернациональной академической среде. В сравнении с Россией, где исследовательские сообщества часто более компактные и практико-ориентированные, немецкая система дала мне уникальный опыт участия в крупных международных проектах и работы в сетевых форматах. В Вышке для меня важно объединить этот международный опыт с развитием российской академической школы.
— Что вас вдохновляет в науке и есть ли у вас научные герои?
— Меня вдохновляет поиск закономерностей в мировых процессах и возможность вносить вклад в понимание глобальных трансформаций. Ориентируюсь на исследователей, которые умеют соединять строгий анализ с практической значимостью.
— Какие исследования вы проводите? К какому проекту ВШЭ присоединились и какие цели ставите на ближайший год?
— Я работаю в проекте о трансформации торговой политики и структурных изменениях мировой торговли. Планирую подготовить публикации и укрепить международное сотрудничество.
— Есть ли у вас хобби, которые помогают перезагрузиться?
— Я люблю путешествовать и изучать иностранные языки. Путешествия помогают взглянуть на исследовательские вопросы под новым углом, а языки открывают доступ к новым культурам и источникам. На данный момент я бы с удовольствием нашел себе тандем по китайскому и испанскому языкам. Кроме того, стараюсь уделять время спорту. Он помогает сохранять баланс в интенсивном рабочем графике.
— Какую книгу вы бы посоветовали студентам или коллегам для вдохновения?
— Я бы рекомендовал книгу «Guns, Germs, and Steel» Джареда Даймонда за ее способность показать, как комплексный анализ может объяснять глобальные процессы. А из русскоязычных текстов мне близки работы Дмитрия Травина о модернизации и институциональных изменениях. Они полезны тем, кто интересуется развитием России в глобальном контексте.