Участники зеркальных лабораторий пермского кампуса Высшей школы экономики и Сахалинского государственного университета — об идее проекта, формате, задачах и особенностях исследований.
Индустриальная культура играет особую роль в судьбе таких регионов, как Пермский край и Сахалинская область. На их территории всегда велась добыча полезных ископаемых или развивалась тяжелая промышленность. В эпоху постиндустриализации мы можем осмыслить опыт прошлого и понять, как жили люди в индустриальный период и в чем особенность их культуры и быта.
В 2022 году состоялась экспедиция студентов пермского кампуса НИУ ВШЭ на остров Сахалин, где преподаватели и студенты изучали позднесоветскую индустриальную культуру на примере трудового шахтерского быта. В ходе экспедиции было собрано множество материалов в виде интервью и архивных документов, а самое главное — были налажены связи с исследователями Сахалинского государственного университета (СахГУ). Через год мы объединились в совместный проект в рамках конкурса «Зеркальные лаборатории» по изучению индустриальной культуры — «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы».
— Какова общая идея проекта?
Лилия Пантелеева, доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ — Пермь, руководитель проекта
— Современный всплеск интереса к индустриальной эпохе и ее наследию продиктован мощностью импульса, который она придала цивилизационному развитию, а также величиной и длительностью ее культурно-экономических эффектов. Деиндустриализация и реиндустриализация производств влекут за собой множество технологических и гуманитарных вопросов, благодаря чему в науке появляются отдельные направления, связанные с осмыслением мировой промышленной трансформации, — индустриальная социология, индустриальная антропология, индустриальная история, индустриальная экономика, индустриальный туризм.
Вместе с тем содержание и специфика ментального пространства индустриальной культуры, а также его трансформация под влиянием постиндустриальных факторов до сих пор не становились объектом отдельного исследования. В науке нет комплексного описания ядерных и периферийных, уникальных и серийных, дискретных и недискретных, универсальных и специфических смыслов индустриальной культуры. Не подвергался специальному анализу вопрос о специфике перехода технологического знания в культурные ценности и далее — в регулятивы поведения в профессиональной и бытовой среде.
Подход к описанию обозначенных лакун неизбежно связан с поиском адекватной междисциплинарной методологии, а также таких способов профессиональной коммуникации, которые бы оказывали эффективное влияние на расширение научных коллабораций как со стороны исследователей, так и со стороны хранителей индустриального наследия. Соответствующие методики составляют суть нашего проекта и делают его по-настоящему новым и остро актуальным.
Проект впервые предлагает комплексный междисциплинарный подход к исследованию «индустриального» как цивилизационной платформы XIX–XX веков и как феномена современной культурной памяти. Впервые будет разработана автоматизированная поисковая система, реализованная на историко-антропологических источниках об индустриальной культуре и меморатах о ней. Новизной характеризуется и предлагаемая в проекте программа организации межинституциональной исследовательской среды, которая направлена на интеграцию в конкретное научное пространство специалистов из музеев.
Александра Салатова, доцент кафедры социологии СахГУ, руководитель проекта
— Общая идея проекта является расширением одной нашей исследовательской темы. В 2021 году мы начали заниматься изучением антропологии шахтерского трудового быта. В рамках этого исследования состоялась научная экспедиция на Сахалин в сентябре 2022 года. В течение 10 дней в рамках экспедиции «Социокультурная антропология шахтерского трудового быта в СССР» ученые и студенты проводили интервью с ветеранами шахт Сахалинской области, исследовали фотографии и другие объекты исторического наследия в музеях и архивах. Экспедиционный маршрут был проложен по приграничному региону страны и позволил собрать сведения о шахтерской культуре советских шахт «Мгачи», «Макарьевка», «Октябрьская», «Арково», «Тихменевская», «Ударновская», «Углегорская», «Бошняково», «Тельновская», «Шебунино», «Горнозаводская», «Шахта №1/3», «Макаровская», «Шахта №14», «Долинская», «Южно-Сахалинская».
Мы собрали много ценной информации о шахтерской культуре, особенностях трудовой жизни. Я сама составляла маршрут с учетом информативности и логистической обоснованности. Однако очень быстро стало понятно, что тема слишком узка и локальна. Было решено ее расширить, учесть большую исследовательскую палитру.
В 2023 году состоялась вторая студенческая научно-исследовательская экспедиция, посвященная изучению трудовой и бытовой культуры людей разных профессий. В этот раз участники ездили в Кудымкар, сфокусировались на истории трудовых мигрантов из национальных республик СССР, поступивших на работу в трест «Комипермлес» в Молотовской области. Опять был собран очень большой объем материала. И мысль о создании масштабного исследовательского проекта стала очевидной.
В основе нашей идеи цифровых решений для исследовательской экосистемы лежит желание делиться наработками по изучению индустриального наследия. Обычно происходит так: исследователь собрал материал, изучил интересующие его аспекты, издал статью, книгу или учебное пособие, и всё. Сам материал лежит мертвым грузом. А ведь, кроме изученного аспекта, в нем может найтись еще много всего интересного для других исследователей. Так мы пришли к идее создания антропологического корпуса. Но корпус должен жить, наполняться, исследоваться другими учеными. Значит, нам нужна целая исследовательская экосистема и платформа, на которой все это будет размещено. Мы ставим перед собой амбициозную задачу по созданию целого исследовательского комьюнити, объединенного идеей изучения индустриального наследия нашей страны. Представители различных школ и направлений смогут дополнять наш антропологический корпус и проводить на его материалах собственные исследования по интересующей их тематике.
Нам предстоит большая работа не только технического и научного плана, но и в направлении комьюнити-менеджмента, взаимодействия с региональными исследовательскими центрами и музеями (именно эти организации обладают огромным пластом неисследованного материала). Первое наше масштабное мероприятие по созданию исследовательского комьюнити состоится уже в ноябре 2023 года. Мы начнем работу с целым рядом пермских и сахалинских музеев, расскажем им об идее создания исследовательской экосистемы, найдем точки соприкосновения и взаимного развития.
— Как выстроен формат проекта?
Александр Глушков, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ — Пермь
— Проект «Зеркальные лаборатории», который Высшая школа экономики реализует уже несколько лет, помогает объединить усилия научных коллективов разных образовательных институций России для проведения исследовательской работы. Развивая внутрироссийское научное сотрудничество, проект создает уникальные научные коллективы, которые в иных обстоятельствах не смогли бы сформироваться.
Первую часть исследовательской группы составляют сотрудники Высшей школы экономики, вторую — ученые из вуза-партнера, Сахалинского государственного университета. Вместе мы работаем над решением заранее сформулированных исследовательских задач, проводя семинары и мастер-классы, организовывая стажировки, создавая научные статьи, базы данных и т.д.
Подобный формат работы неизбежно ведет к повышению эффективности взаимодействия не только в исследовательской, но и в образовательной сфере, ведь в проекте задействованы как преподаватели, научные сотрудники, так и студенты и молодые исследователи из ВШЭ и вузов-партнеров. «Зеркальность» проекта предполагает равную степень заинтересованности в результатах совместной работы.
Конкурс «Зеркальные лаборатории» уже доказал свою эффективность, в том числе на примере проектов пермского кампуса Высшей школы экономики, реализованных совместно с вузами-партнерами. Уверен, так будет и в дальнейшем.
— Как сложилась команда проекта?
Евгений Бояров, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности СахГУ
— Наша команда — это открытая система, которая вобрала в себя профессионалов, настоящих исследователей, готовых созидать. Важнейший принцип работы — научная кооперация и мультидисциплинарность. Именно так мы сможем изучить проблематику индустриального наследия многоаспектно, со всех углов зрения. Зеркальные лаборатории как нельзя лучше подходят для взаимодействия научных коллективов. Собирая лучшие региональные научные практики, наши команды выстраивают многовекторное взаимодействие. Для меня проект «Зеркальные лаборатории» — это возможность поработать в дружной и интересной команде, способной достичь многого вместе.
Почему Пермь и Сахалин? Мы такие разные, но нас объединяют общие идеи — изучить все то, что досталось нам из прошлого, во имя развития будущего. На территории наших регионов множество свидетельств становления, развития, процветания и заката индустриальной эпохи. Изучить это — значит понять, как нам жить и строить новый постпостиндустриальный мир.
Принять участие в нашем проекте очень просто. Достаточно любить науку и не бояться искать новое. Ведь именно новые, даже самые невероятные идеи могут стать основой большой истории, которая найдет реализацию в крупном межрегиональном исследовании.
Валентина Бреднева, доцент кафедры юриспруденции СахГУ
— Все участники проекта «Зеркальные лаборатории» — ученые с солидным бэкграундом и опытом в НИР. У меня это пятый грант в научной копилке. Мое сотрудничество с исследовательским коллективом ВШЭ длится второй год. Все началось с круглого стола, который мы проводили совместно с Высшей школой экономики для участников научной экспедиции «Социокультурная антропология шахтерского трудового быта в СССР» в 2022 году. Тогда получилась очень душевная интересная дискуссия о проблемах и возможностях защиты интеллектуальной собственности. В планах еще много мероприятий и публикаций, которые могут быть интересны широкому кругу лиц благодаря междисциплинарности и практической ориентированности.
— Какие ожидания от участия в проекте?
Светлана Абрамова, доцент, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности СахГУ
— Участие в проекте — это не просто интересное времяпрепровождение, но и возможность включиться в работу с крупным научным партнером. Мои ожидания от такой совместной работы — поиск общих подходов, принципов, идей по возможности интеграции и реинтеграции объектов индустриального наследия в современное информационное поле с целью воссоздания исторической памяти о героических подвигах передовиков производства, на которых будет равняться современная молодежь.
Мы все должны знать и помнить свою историю, особенно ее сложные периоды, связанные с различными вызовами, опасностями и угрозами. Ведь именно понимание такой важной и многоаспектной категории, как «опасность», позволит обеспечить устойчивое развитие и безопасное существование человека в мире, значительно повысив уровень безопасности и комфорта жизни. Поэтому важнейший прикладной результат нашей работы для меня — это идентифицировать многообразные опасные факторы объектов индустриального наследия, которых на территории нашего региона насчитывается многие сотни. А важнейший метарезультат нашей кооперации — это расширение научного взаимодействия и возможность задействовать в своей работе огромный научный и практический потенциал наших партнеров.
Александра Сажина, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь
— Хочется получить опыт работы в междисциплинарной команде, вместе подготовить исследовательские проекты, которые будут интересны и полезны широкому кругу людей.
— Какое место в работе отводится студентам и молодым исследователям?
Наталья Потапова, профессор кафедры российской и всеобщей истории Института филологии, истории и востоковедения СахГУ
— Студенты и молодые исследователи-историки в нашем проекте сфокусированы на работе с архивными материалами и фондами Сахалинского областного краеведческого музея. Направление поиска — выявление документальных источников по истории рыбной и угольной индустрии. Параллельно проводится интервьюирование ветеранов отраслей — работников разного уровня с целью сбора нарратива о том, как отрасли переживали период постсоветской трансформации. Научным результатом исследования станет формирование корпуса источников по истории индустриальности в регионе. Анализ и обобщения, сделанные в ходе поисковой работы студентами и молодыми учеными, будут представлены в формате научных статей на конференциях различного уровня.
Екатерина Ильина, старший преподаватель департамента иностранных языков НИУ ВШЭ — Пермь
— Вовлечение студентов в проект — одна из важных задач нашего проекта. Мы планируем привлекать молодых исследователей для совместной реализации конкретных научных задач. Это могут быть отдельные проекты в рамках нашего, а также конференции, дипломные и курсовые работы.
— Как можно связаться с членами команды и подробнее узнать о проекте?
Елена Дорожевская, информационное сопровождение проекта
— Отслеживать результаты сотрудничества НИУ ВШЭ — Пермь и СахГУ в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» можно на странице проекта, где публикуются анонсы мероприятий, новости о прошедших событиях, встречах, круглых столах и информация о проведенных семинарах.