• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Программа российских постдоков — это отличный шанс для продолжения исследований»

Российские постдоки ВШЭ об академической жизни до Вышки

В сентябре к работе в подразделениях четырех кампусов НИУ ВШЭ присоединились 55 российских постдоков. Коллеги приехали из самых разных городов России, Германии, Италии, Индии, Норвегии и США для участия в научных проектах 47 команд Вышки. Исследовательская повестка принимающих коллективов многогранна — от тональных тенденций публикаций в глобальном информационном онлайн-пространстве до правовых механизмов преодоления неравенства.

В этом году программа принимает седьмой набор участников. Ее цели — укрепление практики интеллектуального обмена между университетами и содействие развитию национального академического рынка в России. Среди изменений, произошедших в 2024 году, стоит отметить прием на программу иностранных граждан, получивших ученую степень в России. Так, к работе в проектах Лаборатории исследований науки и технологий, Центра биоэлектрических интерфейсов и Международного центра анализа и выбора решений присоединились коллеги из Индии, Казахстана и Польши.

В этой заметке постдоки решили рассказать о том, как складывался их академический путь до прихода в Вышку, какими особенностями обладали университеты и научные коллективы, в которых им приходилось работать, а также поделились своими планами на предстоящий год.

Лаборатория исследований рынка труда

Проект: «Поведение предприятий на рынке труда»

Тематикой регулирования профессий я стал заниматься в магистратуре Лихайского университета (г. Бетлехем, Пенсильвания, США), после которой я проходил стажировку (pre-doc) в Центре регулирования профессий в Университете Святого Франциска (Пенсильвания), где участвовал в написании научных статей и подготовке аналитического доклада для губернатора штата о том, как регулируются профессии, требующие лицензии. После этого я окончил докторантуру Лихайского университета по экономике и продолжил работу в качестве постдока в Центре исследований регулирования в Университете Западной Вирджинии.

В Лихайском университете очень хорошо построена внеучебная жизнь докторантов и магистрантов в плане событий и мероприятий для нетворкинга. Также во время учебы в докторантуре я наблюдал, как построен процесс формирования научного знания на семинарах и конференциях. Примечательным было то, как проходила научная дискуссия на семинарах по пятницам, где мы не только узнавали о статьях, которые находятся в разработке, но и могли видеть, как статья становится лучше в результате обсуждений. Весь процесс приглашения профессоров для презентаций на семинарах был построен интересно, так что профессор проводил целый день в кампусе, занимаясь нетворкингом, до презентации. В Центре исследований регулирования процесс был больше построен вокруг мониторинга изменения законодательства в сфере регулирования профессий.

Lehigh University
Lehigh University
Hyatus Stays

Пара других интересных фактов. В Университете Западной Вирджинии есть монорельсовая дорога; среди знаменитых выпускников Лихайского университета — Ли Якокка (топ-менеджер «Крайслера») и Кеннет Френч (один из авторов трехфакторной модели Фамы — Френча), а Университет Святого Франциска расположен в маленьком городе Лоретто (Пенсильвания), который был основан князем Дмитрием Голицыным в 1799 году.

Специфика построения карьеры моего профессионального сообщества заключается в том, что официальный рынок труда оживляется раз в год (европейский — в декабре, американский — в январе). Критерии успеха — это публикации в журналах, в которых публикуются профессора университетов, где вы хотите работать. Особенность пакета документов — это подготовленная статья для рынка труда (job market paper). Наверное, только это отличает его от пакета документов для других специальностей.

В НИУ ВШЭ я примкнул к проекту «Поведение предприятий на рынке труда», проводимому Лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ). В рамках этого проекта мы анализируем, как влияет внедрение технологий искусственного интеллекта на предприятиях на их кадровую политику и на структуру рынка труда в целом, а также оцениваем факторы, влияющие на интенсивность внедрения технологий искусственного интеллекта.

Говоря о преподавании, я хотел бы отметить, что оно должно дополнять исследовательскую деятельность, в идеале давая инсайты для проведения исследований и написания статей. Я преподавал в Лихайском университете бакалаврам как ассистент профессора (teaching assistant) и как внештатный преподаватель (adjunct professor). Если кратко, то нет единого стандарта преподавания, который подойдет всем. Для каждого университета и аудитории нужно подстраивать курс так, чтобы он подходил слушателям, отвечал их способностям и карьерным направлениям.

Лаборатория управления культурой и туризмом в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Проект «Интегрированные платформенные решения как инструмент сохранения и развития культурного наследия (на примере Самарканда и Санкт-Петербурга)»

Мой академический путь начался в Санкт-Петербургском государственном университете, где в 2011 году я получила специальность «экономист-математик». Как бы иронично это ни звучало (из уст выпускницы физико-математического лицея и кафедры экономической кибернетики), но на самом деле я всегда мечтала заниматься искусством. Поэтому после окончания университета я решила связать две сферы — экономику и искусство — и уехала учиться в магистратуру Болонского университета. Потом, после нескольких лет работы по специальности, я вернулась в университетскую среду в качестве аспиранта кафедры менеджмента Болонского университета. Там я была частью исследовательской группы, занимавшейся менеджментом культуры и искусства. В 2021 году я защитила диссертацию под названием “Management perspectives on Industrial heritage: an exploratory research”. Она была посвящена анализу различных форм управления проектами в области индустриального наследия и анализу возможностей сохранения организационной истории в рамках проектов перепрофилирования бывших промышленных комплексов. После окончания аспирантуры я продолжила заниматься этой темой на должности научного сотрудника в Болонском университете.

Болонский университет
Болонский университет
Инсайт-Лингва

В НИУ ВШЭ я пришла в этом году на позицию постдока в Лабораторию управления культурой и туризмом. Проект, которым я занимаюсь, называется «Интегрированные платформенные решения как инструмент сохранения и развития культурного наследия (на примере Самарканда и Санкт-Петербурга)». Этот проект реализуется в сотрудничестве с Самаркандским государственным университетом имени Шарофа Рашидова. Вместе с коллегами из Узбекистана мы будем работать над изучением и разработкой цифрового инструментария сохранения и продвижения культурного наследия и над совершенствованием системы управления на примере двух культурных центров — Санкт-Петербурга и Самарканда.

На данный момент я училась и работала в трех крупнейших мировых университетах (в хронологическом для меня порядке): Санкт-Петербургском государственном университете, Болонском университете (Италия) и сейчас в НИУ ВШЭ. Три совершенно разных университета, три мировые вершины, три кита и три, как мне кажется, совершенно разных для меня опыта. Очень интересно бывает сравнивать и пытаться перенять опыт разных организаций в различных аспектах деятельности: в исследовательской, в педагогической и в организационной.

Школа филологических наук

Проект «Позднесоветская художественная проза и общество “развитого социализма”: формы и механизмы взаимовлияния»

Моя академическая история складывалась вполне традиционно для российской системы: еще во время учебы на последнем курсе магистратуры филфака Уральского федерального университета меня позвали преподавать на самую «экзотическую» кафедру нашего факультета — кафедру русского языка для иностранных студентов (специальное подразделение, готовящее иностранных специалистов по русскому языку и литературе). Больше 10 лет я была, что называется, типичным университетским «кентавром»: много преподавала, занималась научной работой, несколько лет дополняла все это администрированием — руководством образовательной программой. Не сразу, но в какой-то момент мне стало очевидно, что при трех таких разнонаправленных траекториях невозможно полноценно реализовывать все начинания. К тому времени преподавание и административная работа практически вытеснили научную составляющую в сферу «хобби». Именно занятие наукой всегда было моей любимой частью работы в университете, мне нравилось заниматься своей темой, расширять контекст исследования, ставить проблемы, искать ответы на трудные вопросы. Примерно полтора года назад я поняла, что не успеваю работать как исследователь в том темпе, в котором мне хотелось бы, я начала искать другие варианты и узнала о Программе российских постдоков.

Екатерина Новосёлова
Екатерина Новосёлова

Я искренне считаю, что мне очень повезло начать свой академический путь на кафедре РКИ[1], где всегда во главу угла ставилось качество преподавания, дипломатичность при работе со студентами, неравнодушие к профессии. Это не молодое подразделение: кафедра существует уже более 50 лет, и я очень благодарна судьбе за то, что застала еще ее золотой состав и успела поработать с теми, кто в свое время ее создавал. Думаю, мое представление о преподавании, высоких профессиональных стандартах, об отношении к студентам во многом сформировалось именно здесь.

В Школе филологических наук Вышки я буду работать над проектом «Позднесоветская художественная проза и общество “развитого социализма”: формы и механизмы взаимовлияния». Почти 7 лет назад я защитила диссертацию по Юрию Трифонову (1925–1981), после этого занималась другими «городскими» писателями, поэтому материал мне хорошо знаком. В планах на ближайший год — сконцентрироваться на исследовании того, каким образом социальные процессы 1970–1980-х годов отразились в литературе этого периода, как повлияли на способы их художественного воплощения в разных текстах, на творческие стратегии писателей и многое другое. Теперь, когда на научные задачи есть достаточное количество времени, хочется провести его продуктивно: поучаствовать в нескольких конференциях, превратить заметки и фрагменты статей по теме в полноценные публикации, наметить новые проблемы и пути их решения.


[1] Кафедра русского языка как иностранного.

Международная лаборатория логики, лингвистики и формальной философии

Проект «Модели неидеальной агентности в логике и формальной философии»

Про Программу российских постдоков я узнал относительно недавно, и для меня стало очевидно, что это отличный шанс для продолжения исследований в качестве научного сотрудника.

До прихода в Вышку я имел разнообразный опыт в обучении, научной деятельности и преподавании. Основная часть моей карьеры связана с родным городом — Новосибирском, где я изучал сначала историю и педагогику в педагогическом университете, а затем философию; уже позже я продолжил обучение в Университете Лейпцига (Германия). У меня большой опыт исследований в качестве младшего научного сотрудника Института философии и права СО РАН[1], а также имеется опыт преподавания.


[1] Сибирское отделение Академии наук.

Денис Маслов
Денис Маслов

Особенно ценна для меня возможность сотрудничества и обучения в лаборатории, где трудятся прекрасные специалисты, возможность взаимного обмена идеями и дискуссий. Я уверен, что сама атмосфера и окружение в Вышке, курсы повышения квалификации, научная и академическая жизнь в целом благоприятно влияют на исследовательскую работу, предоставляя новые возможности для личного и профессионального роста. Тематика лаборатории позволит мне углубить познания в логике и метафизике. Мой проект, в свою очередь, представляет теоретический и историко-систематический интерес — привлечение мало понятого наследия Гегеля в отношении логики и метафизики.

Центр комплексных европейских и международных исследований

Проект «Российско-американские отношения в условиях трансформации мирового порядка»

Мой путь в науку был довольно извилистый: через журнал «Международная жизнь» (МИД России), Минфин России и газету «Известия» — в постдоки НИУ ВШЭ. На каждом этапе профессионального пути я чувствовала непреодолимое желание вносить свой вклад в науку. Именно поэтому я пошла в аспирантуру получать научную степень и получила ее.

В бакалавриате, магистратуре и аспирантуре я специализировалась на изучении США (внешняя и внутренняя политика) и их взаимодействия с Россией. Позднее специализация стала включать и санкционную тематику. Так, моя работа в Минфине была связана именно с этим направлением. С 2022–2023 годов искала возможность применить свои знания в науке по тематике российско-американских отношений, а также санкций. И как только я узнала от двух важных для меня людей о проекте постдоков в одном из моих любимых университетов (alma mater) — НИУ ВШЭ, я тут же откликнулась. Совпало все: время (только год назад получила степень кандидата наук), мои интересы (российско-американские отношения) и вакансия именно по этой тематике. Я была счастлива, когда, пройдя все этапы конкурса, получила одобрение моей кандидатуры.

Инна Яникеева
Инна Яникеева

Можно сказать, что в науку я пришла благодаря двум университетам, в которых я училась, — НИУ ВШЭ и МГИМО, сформировавших меня как профессионала. А точнее — научным коллективам, внутри которых я училась, и прекрасным преподавателям. Особо хочу отметить И.Н. Тимофеева и Е.С. Зиновьеву. Спасибо им большое за мой путь в науку! Они служат для меня примером.

Если говорить о критериях успеха в моем направлении, то это узнаваемость в профессиональном сообществе, цитируемость, авторитетность в области специализации. Основная цель, которую я перед собой поставила, — активизировать научные исследования по российско-американской тематике и приблизиться к получению степени доктора политических наук. Это включает в себя все обозначенные критерии успеха.

Считаю также важным передавать опыт младшим поколениям. Кто, как не практики, могут поделиться своим опытом, рассказать, как применяются знания из сферы международных отношений в реальной жизни? Когда я была студентом, мне повезло с преподавателями, которые преимущественно были практиками. Именно поэтому я также стремлюсь поделиться своим практическим опытом со студентами.

Международная лаборатория теории игр и принятия решений в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Проект «Исследование рынков и систем принятия решений»

Мой академический путь от бакалавра до кандидата наук связан с Петрозаводском. Я увлеклась теорией игр на четвертом курсе университета, посещала научные семинары по теории игр в Институте прикладных математических исследований КарНЦ РАН и впоследствии поступила туда в аспирантуру. После защиты диссертации я перешла на работу в Международный институт прикладного системного анализа в Вене (International Institute for Applied Systems Analysis, IIASA). Работа в IIASA дала мне опыт участия в международных междисциплинарных исследованиях и значительно расширила проблематику прикладных задач, с которыми мне пришлось столкнуться, — задач, прежде всего связанных с проблемой изменения климата: от динамических моделей общего равновесия для экономики и климата, различных моделей международной торговли сырьем до биоэнергетических популяционных моделей, используемых для устойчивого рыболовного промысла в условиях меняющегося климата.

International Institute for Applied Systems Analysis, IIASA
International Institute for Applied Systems Analysis, IIASA
OeAW

Работа на позиции постдока в НИУ ВШЭ позволит мне вернуться к теории игр в своих научных исследованиях. Целью моего проекта в Международной лаборатории теории игр и принятия решений является эмпирический анализ предпочтений абитуриентов для системы приема в высшие учебные заведения России. Для меня участие в программе — это возможность совместить мой академический опыт в области теории с опытом участия в прикладных междисциплинарных исследованиях. В позиции постдока меня привлекают широкие возможности научного взаимодействия и нетворкинга среди участников постдок-программы, амбициозность молодых сотрудников Лаборатории теории игр и организация работы в НИУ ВШЭ, в чем-то похожая на организацию работы в IIASA.

9 октября