В этом году к работе в структурных подразделениях четырех кампусов НИУ ВШЭ присоединились 55 российских постдоков. Проекты постдоков посвящены самым разным темам, начиная от биофизических функций южно-таежных ландшафтов до конструирования идентичностей в средневековых культурах. География участников Программы не менее разнообразна – коллеги приехали из 28 российских городов, таких как Владивосток, Уфа, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и др.
Программа российских постдоков реализуется с 2018 года, и в этом году Высшая школа экономики принимает уже шестой набор участников. Программа направлена на привлечение в НИУ ВШЭ молодых исследователей, которые хотят сконцентрироваться на научной работе и открыть для себя новые возможности. Российские постдоки присоединяются к работе над научно-исследовательским проектом подразделения на один год с возможностью продления на второй. За это время они работают над публикациями, принимают участие в конференциях, грантовой деятельности, дополнительных научных проектах. Они также могут преподавать, но по желанию.
Российские постдоки решили рассказать о своем академическом треке до прихода в Высшую школу экономики, проводимых исследованиях и решении принять участие в Программе.
Михаил Белан, г. Москва
Центр исторических исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Проект «Практики урбанистического развития в российском политическом пространстве конца XV – начала XVII в.: человек и малый город»
В рамках уникального проекта исследователи НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург совместно с коллегами – археологами из Новгородского государственного университета изучают важную тему – историю Старой Руссы, небольшого города Севера-Западного региона, в Раннее Новое время. Потенциал и актуальность этого проекта для понимания локальных и глобальных закономерностей социального и политического развития русского города, различных групп его населения, на мой взгляд, существенен.
Узнал об этом научном проекте на заключительном этапе работы над диссертацией DPhil Оксфордского Университета (Доктора философии по истории). В рамках моих исследований Старая Русса занимает важное место. Познакомившись с работами историков из НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Новгорода, принял решение присоединиться к коллективу профессионалов, внести свой вклад в актуальные научные исследования.
После защиты диссертации в Оксфорде подал заявку на участие в Программе российских постдоков. На мой взгляд, эта перспективная программа заслуживает внимания молодых исследователей. В НИУ ВШЭ лучшие возможности: условия работы, взаимодействие c коллегами, постоянная поддержка. Работая по программе постдоков в Санкт-Петербурге, надеюсь внести свой вклад в изучение истории малого города и его социальных групп. Большое значение имеет поддержка коллектива профессионалов – сотрудников департамента истории и центра исторических исследований, менеджеров Программы российских постдоков.
Программа российских постдоков в НИУ ВШЭ – это правильный выбор для молодых исследователей. Позиция постдока дает возможность заниматься интересной научной работой, преподаванием (по желанию), познакомиться с ведущими специалистами в своей области и их исследованиями, заниматься с талантливыми студентами. Только в российской академической среде историк может раскрыть свой потенциал и внести существенный вклад в отечественную науку.
Сылдысмаа Сарыглар, г. Барнаул
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»
Проект «Анализ моделей миграционного поведения студентов российских вузов»
Еще несколько лет назад, когда я только начала активно заниматься преподаванием и наукой, я поняла, что мне больше нравится заниматься исследованиями. Преподавать мне тоже нравится, но научная деятельность для меня первична. Я знала, что НИУ ВШЭ – один из лучших университетов страны, и что здесь хорошие условия для реализации и развития научного потенциала. После защиты диссертации я как раз думала о том, в каком направлении дальше хочу развиваться, и в начале года я узнала, что в НИУ ВШЭ реализуется Программа привлечения российских постдоков. Мне понравились условия и возможности, которых предоставляет Программа, поэтому я с нетерпением ждала объявления конкурса. Мне хотелось продолжить свои исследования в области миграции, поэтому была рада увидеть в конкурсе подходящий проект.
Мой академический путь до прихода в Вышку прошел в Алтайском государственном университете. Там я проделала путь от бакалавра до кандидата наук. Во время обучения в магистратуре я стала методистом кафедры и лаборантом исследователем, постепенно начала включаться в научные проекты нашей кафедры. В последние годы я работала старшим преподавателем и младшим научным сотрудником. Преподавала дисциплины по социологическим исследованиям и анализу данных, руководила научно-исследовательской практикой студентов, параллельно занималась научной деятельностью. Мне повезло работать на кафедре, где наука была в центре внимания. За эти годы я участвовала во многих проектах.
Моя специализация, в основном, связана с исследованиями в области миграции населения. В декабре прошлого года я защитила диссертацию по адаптации и интеграции иностранных мигрантов. Основным итогом работы стала разработка модели адаптивных стратегий иностранных мигрантов. Сейчас я сфокусировалась на изучении образовательной миграции и миграционного поведения студентов. Наша основная задача состоит в исследовании миграционного поведения российских студентов и его типологии, анализе факторов и алгоритмов прогнозирования.
Используя все те возможности, которые предоставляет Программа российских постдоков и НИУ ВШЭ, уверена, что получится не только реализовать и развить свой научный потенциал, но и открыть для себя новые возможности.
Дмитрий Запорожец, г. Ставрополь
Отдел исследований аграрных рынков
Проект «Разработка индекса деловой активности в сельском хозяйстве»
Работа на позиции постдока – это способ выхода из «зоны комфорта», отличная возможность для концентрации на проведении исследований и активизации научно-исследовательской деятельности, расширение круга своих академических коммуникаций.
До прихода в НИУ ВШЭ я имел практический опыт работы в сельском хозяйстве и банковской сфере. Предыдущие 14 лет работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры менеджмента Ставропольского государственного аграрного университета.
С этого года я работаю в Высшей школе экономики над проектом «Разработка индекса деловой активности в сельском хозяйстве» и считаю, что нам удастся получить реально работающий инструмент эффективной оценки изменения деловой активности в сельском хозяйстве, что, безусловно, представляется весьма сложной научно-прикладной задачей ввиду имеющихся специфических особенностей организации сельскохозяйственного производства. Разработка индекса, учитывающего изменения климата в аграрной бизнес-среде, внесет свой вклад в развитие аграрной экономической науки.
Для меня участие в программе – это возможность поработать в команде профессионалов Института аграрных исследований над интересной задачей, стать частью лучшего университета страны.
Диана Минец, г. Череповец
Лаборатория проектирования содержания образования
Проект «Сравнительный анализ школьных стандартов и программ разных стран с точки зрения места литературы в них, а также с точки зрения содержания литературы как дисциплины»
До того, как я стала школьным учителем (я пришла в НИУ ВШЭ из школы в статусе учителя высшей квалификационной категории, кандидата филологических наук), у меня за плечами было 7 лет работы в вузе, соответственно, преподавания и научно-исследовательской работы по различным проектам филологических исследований. Я работала на филфаке Череповецкого государственного университета до 2018 года. Сфера интересов касалась гендерной проблематики, новых жанров интернет-коммуникации, сетевой поэзии, ономастикона поэтического дискурса.
О Программе наслышана давно. Много лет назад уже подавала заявку на Программу российских постдоков по проекту гендерных исследований (в тот момент был пик популярности этого направления), однако тогда не получилось пройти отбор. В прошлом году решила попытаться вновь, тем более что теперь у меня за плечами имеется обширный опыт преподавания русского языка и литературы в школе и колледже. После продолжительного опыта школьной работы и даже призерства во Всероссийском конкурсе «Учитель года-2020» (пятерка лучших учителей страны 2020 года) хочу вернуться в исследовательский сектор и обобщить имеющийся опыт практического преподавания, совместив его с работой над докторской диссертацией. Мне кажется, это большой плюс, поскольку, помимо умозрительных концепций и теории, есть реальное представление о школьном каноне по литературе, и теперь появится возможность сравнить российский опыт с опытом других стран. Я планирую заниматься сопоставительным анализом школьных стандартов и программ разных стран с точки зрения места литературы в них, а также с точки зрения содержания литературы как дисциплины. На данный момент остановлюсь на Германии и Великобритании. К тому же, имеющийся опыт в сфере гендерной проблематики позволит учесть и этот ракурс при изучении перечневых текстов канонов по литературе. Коллеги по лаборатории уже подключили к комплексу работ по проекту и составлению монографии.
Ожидания от программы самые оптимистичные, поскольку ВШЭ подарила возможность вернуться в сферу высшего образования и научных исследований самого высокого уровня.
Айсылу Атаева, г. Уфа
Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении
Проект «Анализ влияния барьеров в реализации решений по цифровой трансформации системы государственного управления»
О Программе я узнала три года назад, меня очень заинтересовала возможность поработать в ведущем исследовательском центре в России, полностью сосредоточившись на науке. При этом мне уже давно хотелось поработать в динамичной атмосфере НИУ ВШЭ.
До этого я 16 лет работала в Уфимском федеральном исследовательском центре и преподавала в региональных вузах, в 2011 году защитила кандидатскую диссертацию по экономическим наукам. Занималась достаточно широким спектром научных исследований в области региональной экономики, начиная от вопросов финансовой самостоятельности муниципальных образований, заканчивая проблемами регионального стратегического управления.
Тема исследовательского проекта достаточно новая и интересная для меня, в своем роде вызов для профессионального развития. Хотелось бы найти применение своего предыдущего опыта и исследовательских наработок. С этой точки зрения мне в большей степени интересны пространственные аспекты барьеров цифровой трансформации системы государственного управления.
Участие в программе для меня — это возможность сконцентрироваться на научной работе, получить дополнительные профессиональные компетенции, используя возможности НИУ ВШЭ, познакомиться с сильными исследователями и максимально раскрыть свой научно-исследовательский потенциал.