• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Университет дает возможность каждому попавшему в него стать лучшей версией самого себя»

Юлия Фалькович об Административном кадровом резерве, постдоках и себе

Мы продолжаем рассказ об университете через рассказы о людях. Наш очередной выпуск об административном кадровом резерве и его руководителе, директоре центра научной интеграции НИУ ВШЭ Юлии Фалькович.

Фалькович Юлия Валериевна

директор Центра научной интеграции

— Если бы вам потребовалось определить вехи своего профессионального становления, то о каких людях, событиях, периодах вы бы сказали в первую очередь?

— В своей профессиональной карьере я бы выделила несколько этапов. Первый: после университета я осталась преподавать на кафедре английского языка. Это был ожидаемый с точки зрения моей семьи шаг, поскольку мама моя филолог, заведующая кафедрой в Томском государственном университете, и все время дома культивировалась значимость академической среды, важность преподавательской профессии. Меня пригласили на кафедру, в жизнь которой я активно влилась.

После окончания Иняза я хотела стать переводчиком. Мне всегда была близка метафора перевода. С одной стороны, я стремилась быть переводчиком какого-нибудь президента или руководителя крупной корпорации, с другой стороны, перевод интересовал меня в самом широком смысле слова. Довольно быстро я поняла, что работа переводчика в традиционном понимании мне не совсем интересна, потому что я должна транслировать мысли других людей, не свои. Это была ремесленная работа, которая оставляла не очень большое пространство для творчества. Во время перевода мне все время хотелось добавить нечто художественное, достроить какую-то фразу, уточнить деталь, чего делать, разумеется, категорически нельзя: работа была связана либо с компаниями из нефтяной отрасли, либо с визитами иностранных дипломатов в Томск.

Юлия Фалькович (слева)
Юлия Фалькович (слева)
Юлия Фалькович / VK

Все время я участвовала в конференциях, подавала заявки на разные проекты и постепенно естественным образом поняла, что хочу учиться в аспирантуре и связать свою жизнь с университетом, где мне нравилась атмосфера, были близки люди, ценности академической корпорации. В стенах университета я чувствовала себя органично, это была среда моего обитания.

Заметную роль на старте моей карьеры сыграла стажировка в США, где был проект «Профессиональный английский язык для студентов специальности «Нераспространение ядерных материалов» (Team Teaching for Nuclear Security students). Преподаватели физики и английского языка обсуждали нераспространение ядерных материалов. Мы должны были создать англоязычный курс для студентов-физиков. Среди коллег многие не только были профессиональными учеными и преподавателями, но и совмещали эту роль с управлением наукой и инновациями. Мои представления об академической среде расширились, там же я познакомилась с будущим руководителем, который пригласил меня порабоать в Управлении проректора по науке и инновациям Томского политехнического университета, где начался второй этап в истории моего профессионального становления.

В университете я сперва курировала вовлечение магистрантов в науку, но постепенно начала осваивать всё новые задачи, и фронтиры моих представлений об академии стали стремительно расширяться. Я двигалась не по жестко определенному пути, а шла за своим интересом. В тот момент я не думала, что стану работать в управлении, буду руководителем, но меня интересовали разные задачи, и я устремлялась по пути их решения. Это продолжалось до начала Проекта 5–100, когда Томский политехнический университет оказался среди победителей и возникли амбициозные для всех участников планы — повышать научную продуктивность, стимулировать международные публикации и интернационализацию науки в целом. Мне предложили сопровождать участие университета в этом проекте. На тот момент я была в курсе публикационной политики только в рамках личного опыта (как преподаватель я писала и публиковалась, в том числе в соавторстве с зарубежными партнерами). Я мало что знала о WoS и Scopus, об особенностях наукометрии, но вновь пошла за своим интересом. В итоге получилось сделать очень многое, особенно в области внедрения наукометрии, развития аналитических инструментов (успешность участия в программе определялась разнообразными формальными параметрами, которые мы научались замерять, контролировать, исследовать и оценивать). Особенно мне нравилось организовывать мероприятия, привлекать интересных людей. Постепенно я окончательно осознала, что являюсь в меньшей степени человеком из мира цифр и аналитики, а в большей степени — человеком из мира коммуникаций и культуры.

Мария Юдкевич на встрече с российскими постдоками
Мария Юдкевич на встрече с российскими постдоками

Следующим важным этапом моей жизни и карьеры стала Вышка. Мария Марковна Юдкевич предложила позаниматься развитием университетских кадров через Программу привлечения российских постдоков. Это большая и увлекательная работа с людьми, к которой я всегда сознательно и бессознательно стремилась. Сама Высшая школа экономики производила удивительное и подчас парадоксальное впечатление: казалось, что университет настолько развит и совершенен, что сложно сделать его лучше. Здесь в полной мере реализовалось мое стремление участвовать в развитии среды, в возделывании академической культуры в сообществе блестящих профессионалов, энергия и пример которых оказались заразительными.

В рамках Программы постдоков много внимания уделялось мероприятиям по развитию компетенций новых коллег. С учетом этого опыта были сформированы отдельные программы повышения квалификации, которые реализовывались и для внешней аудитории. В целом работа по развитию кадрового потенциала сотрудников стала одним из важных направлений текущей деятельности, поэтому, когда мне предложили координировать программу административного кадрового резерва, я согласилась.

— Как бы вы объяснили внешнему по отношению к Вышке человеку либо коллеге, который только пришел в университет, что такое административный кадровый резерв и чем эта программа важна?

— Слово «резерв» способствует возникновению некоторой бюрократической ассоциации, потому что к этой категории относят сотрудников организации, которые в определенный момент получат продвижение по карьерной лестнице и займут новые должности. Так действительно периодически происходит и у нас, однако это далеко не самый важный эффект, я бы отнесла его даже к побочным.

Главная ценность программы и формируемого ею сообщества заключается в построении устойчивых горизонтальных связей внутри университетской корпорации — между администраторами разных уровней, а также администраторами и академиками в целом. В идеальной ситуации университет являет собой единую (с точки зрения ценностей и культуры) среду, однако в реальности существует подвижность кадров (кто-то уходит, кто-то впервые попадает в университет), несхожесть (зачастую даже ментальная) между администраторами и академиками, что создает потребность в постоянной работе по сплочению и совершенствованию отношений между университетскими людьми, и проект административного кадрового резерва является одним из элементов этой работы.

Российские постдоки Вышки
Российские постдоки Вышки

— Если вспомнить ваш опыт переводчика, то можно ли сказать, что требуется какой-то специальный перевод ценностей, этоса, языка, принципов работы и так далее между администраторами и академиками? Возможно ли полное понимание между этими частями университетской корпорации?

— Мне кажется, вероятность договориться без переводчика достаточно высока при наиболее плотной интеграции людей внутри университета, когда существует много эффективных инструментов и площадок и люди вовлекаются в совместное обсуждение и решение насущных проблем. Разумеется, есть сферы деятельности сугубо административные и сугубо научные, в которых должна сохраняться автономия тех, кто является специалистом.

Если развить аналогию с языком, то всем известны способы его изучения — в школе, в вузе, на курсах, в среде носителей. И всем также известно, что наиболее быстрый и эффективный способ освоения языка — изучение его в стране носителей. Нечто подобное можно сказать и про то, как администраторы интегрируются в университетскую корпорацию. Благодаря нашей программе они попадают сразу в среду носителей языка академических ценностей и культуры. Знание этого языка не просто помогает лучше исполнять свои профессиональные обязанности, выполнять KPI, оно невероятно обогащает человека. Университет дает возможность каждому попавшему в него (не только студенту или молодому преподавателю, ученому) стать лучшей версией самого себя. Разговор на одном языке позволяет развиваться эмпатии, взаимоуважению, взаимопониманию и в конечном счете делает человека более гармоничным и счастливым.

В отношениях между академиками и администраторами не должно быть переводчика, в идеале они должны говорить на одном языке. Нужен же медиатор, в роли которого выступает не какой-то реальный человек, а деликатная, наполненная эмпатией и взаимоуважением среда, которая совместными усилиями формируется в университете.

Команда АКР
Команда АКР

— Как административный кадровый резерв может профессионально обогатить своих участников?

— Во-первых, это удовольствие от общения с классными профессиональными людьми, которые хотят сделать больше. Если человеку пришла в голову мысль влиться в административный кадровый резерв, значит, ему чего-то недостает в рамках своей позиции, он хочет воплотить в жизнь какое-то начинание, для которого ему требуются единомышленники. У такого человека есть внутренний огонь, энергия и амбиции, которые требуют реализации. Для достижения амбициозных целей разумнее действовать сообща, а не в одиночку. Освоив множество удаленных онлайн-форматов, мы осознали ценность и преимущества личного общения.

Во-вторых, это освоение опыта и лучших практик, которыми поделятся коллеги. Сейчас многие понимают, что в традиционных офлайн-форматах (например, в тех же семинарах) сложно предлагать какую-то сверхновую информацию, однако осмысление и обсуждение опыта наилучшим образом происходит коллективно. Более того, это имеет и психотерапевтический эффект, когда коллеги помогают находить выход из ситуаций, справляться с неординарными вызовами и просто эмоционально поддерживают.

В-третьих, площадка административного резерва также дает возможность реализовать свою идею, которая улучшит университетскую среду. Идея эта может совершенно не соприкасаться с профессиональными занятиями и обязанностями участника, а быть, например, частью его хобби. Допустим, если вы любите бегать и заниматься спортом, то можете привнести идею создания или развития бегового сообщества (не сомневаюсь, что она найдет немало сторонников и последователей). Важно помнить, что университет — это не только про науку и образование, это и про комфортную среду, открывающую массу возможностей. К тому же, чтобы комфортно заниматься наукой и образованием, чтобы в удовольствие сопровождать важные для университета процессы, нужны всякие маленькие дела, начинания, которые делают вашу жизнь уютнее.

Александр Холмогоров и Людмила Мезенцева
Александр Холмогоров и Людмила Мезенцева

В-четвертых, административный кадровый резерв предоставляет возможность пройти тренинги и мастер-классы, которые разовьют гибкие навыки (soft skills), связанные с управлением, администрированием да и любой сферой деятельности, что в современном мире очень востребовано и сделает вас более конкурентоспособными. Высококлассные эксперты вкупе с вашими единомышленниками помогут в безопасной среде усовершенствовать ваши коммуникативные способности, критическое мышление, деловое общение, дадут опыт командной работы, организации деятельности, цифрового общения, что непременно повлияет на уровень ваших лидерских качеств и чувство ответственности, кооперативность и креативность. Если мы пройдем какой-нибудь внешний курс или тренинг (я сейчас не говорю, что так не нужно делать), мы столкнемся с кейсами, как правило достаточно отдаленными от нашей практики, а также с людьми, которые не являются нашими коллегами и наверняка хуже понимают вызовы и заботы нашей очень специфической и особенной интеллектуальной корпорации.

Одна из программ, который Центр научной интеграции предлагает для преподавателей и исследователей из российских образовательных и научных организаций, — «Академический акселератор: soft skills для исследователей» Курс направлен на развитие мягких навыков, которые позволят преподавателям и исследователям более эффективно работать в научных проектах и строить академическую карьеру в ситуации турбулентного и постоянно меняющегося мира.

Юлия Фалькович
Юлия Фалькович

— Сейчас в разгаре кампания по набору сотрудников в административный кадровый резерв. Кого бы вы пригласили поучаствовать?

— Программа адресована всем сотрудникам вне зависимости от возраста, позиции и стажа, то есть поучаствовать могут и новички, и коллеги с опытом работы в Вышке. Главное — стремление к профессиональному и личностному росту, амбициозность и открытость к общению и взаимодействию. Участие в программе административного кадрового резерва оказывает разный эффект на людей с разным опытом работы. Новому сотруднику, особенно ранее не работавшему в университете, станет понятнее устройство академической корпорации. Более укорененные в Вышке коллеги смогут сменить оптику и увидеть университет в целом. Есть довольно известная метафора о неизбежности рутины при выполнении большого дела: порой человеку кажется, что он завален множеством мелких дел и забот (в том числе тех, которые совершенно не нравятся), что он словно таскает кирпичи. В такие моменты важно напомнить, что это кирпичи для строительства чего-то важного, для нас это университет. Умение и возможность видеть картину в целом позволяет избавиться от ощущения, что ты таскаешь кирпичи. Видение же этой картины становится возможным благодаря участию в нашей программе.

В административном резерве есть актив, который состоит из участников всех поколений. Это своеобразный клуб единомышленников, которые знают и чувствуют, как программа помогла им, и желают стать полезными для новых поколений. Помимо всего сказанного, административный кадровый резерв позволяет вам общаться и выстраивать личные отношения с прекрасными, энергичными и открытыми людьми.

16 октября стартовал набор в Административный кадровый резерв, заявки будут приниматься до конца ноября. 21 ноября приглашаем всех желающих на День открытых дверей программы. Мы расскажем об особенностях участия в кадровом резерве, выпускники программы поделятся своими впечатлениями, будущие резервисты смогут узнать о реализованных проектах по развитию Вышки, задать любые вопросы.

9 ноября, 2023 г.