Программа привлечения российских постдоков продолжает конкурсную кампанию, проекты от подразделений принимаются до 29 февраля. Чтобы помочь будущим участникам, Денис Ананин, работавший благодаря программе в коллективе Института институциональных исследований (ИНИИ), рассказал об эффектах программы, специфике жизни в Вышке и дал несколько советов.
научный сотрудник ИНИИ
— Какие краткосрочные и долгосрочные эффекты программы вы бы отметили?
— Программа постдоков имеет краткосрочные и очевидные эффекты. Погружение в новую среду дает возможность переоценить свои научные результаты, свою научную тему и перспективы ее развития. Эффект от взаимодействия с новым коллективом значительный: возможность заниматься большими проектами, работать с сильными исследователями открывает глаза на новые ниши научной области. В таких условиях существенно повышается качество собственных исследований и, как следствие, публикационный потенциал. Дополнительным, но немаловажным эффектом является сообщество постдоков Вышки. Независимо от своей предметной области постдоки говорят на одном языке, а знакомство с достижениями и исследованиями коллег только расширяет горизонты научного познания. Постдоки — это те люди, которые действительно могут порадоваться и оценить значимость публикации в хорошем журнале и с которыми можно поделиться ответами рецензентов на манускрипт. Иметь единомышленников — это очень важно, это дает силы «идти от неудачи к неудаче, не теряя оптимизма», чтобы добиться успеха.
Однако я бы отметил еще долгосрочные эффекты, которые постепенно начинают проявляться. Независимо от того, как сложится карьера после окончания программы, ее выпускник обретает запал, который будет неким ориентиром в научной деятельности. Вышка задает определенный стандарт науки, на который в дальнейшем выпускники программы будут ориентироваться.
— Какие советы вы бы дали коллегам, планирующим поучаствовать в кампании?
— Совет будущим постдокам: нужно четко учитывать свои силы и возможности. Программа дает большую академическую свободу и автономную работу. В этом смысле важно не потерять основной смысл участия в программе и своей профессиональной деятельности. Уже сейчас видно, что программа работает не для всех. Это естественно. В этом смысле участие в программе не нужно учитывать как основное достижение всей (научной) жизни, и оно не должно быть самоцелью. Если вы рассматриваете программу в качестве инструмента, среды для достижения своих профессиональных целей, то тогда вам точно участие рекомендовано. Программа — это колоссальный опыт, но уже на момент подачи заявки на программу нужно подумать, как можно этот опыт конвертировать в карьеру или другие научные результаты.
Из практических советов: посмотрите подкасты про плюсы и минусы жизни в Москве. Едва ли это вас отпугнет, скорее поможет подготовиться. Если в научной (профессиональной) части программой постдоков уже все отрегулировано, то к бытовому обустройству необходимо быть готовым. Это не связано напрямую с программой, но тоже имеет значение.
В профессиональном плане неплохо бы заранее познакомиться с деятельностью институции, в которую кандидат подает заявку на участие.
Тем, кто еще раздумывает об участии в программе, нужно понимать, что трудоустройство в Вышке предполагает отказ от прежней (часто устоявшейся) жизни на своей кафедре, в лаборатории, административном подразделении. Вместе с тем шаг в некую неопределенность дает большую возможность изменить свою жизнь и попробовать себя в других обстоятельствах.
— Что было самым сложным в процессе подачи заявки на программу российских постдоков?
— В самой подаче заявки не было ничего сложного и особенного. Для молодых исследователей составление заявки на научный проект или грант — привычное дело. Весь перечень документов является стандартным и понятным, заявка имеет скорее даже упрощенную форму. Указываемая информация должна быть актуальной, предельно прозрачной и релевантной проекту исследования, на участие в котором претендует постдок. Уверен, что использование сформированного пакета документов одного проекта для другого проекта успеха не принесет. Несколько волнительным было онлайн-собеседование с куратором, хотя в нем тоже не было ничего необычного. Мне показалось, что целью собеседования является определение мотивов кандидата и его квалификации для выполнения задач проекта.
— Какое развитие получили ваши проекты?
— Моя научная тема получила большой толчок в развитии. Изучая подготовку учителей в высшем образовании, я использовал качественные методы исследования. А в рамках проекта ИНИИ была определена тема, которая заключалась в использовании количественных библиометрических методов для исследования педагогического образования. Применение этих методов в области моего исследования открыло новую нишу в системе научного знания, которая сегодня только начинает изучаться. Использование различных метрик для определения эффективности науки действительно сейчас является перспективным направлением, но я не ожидал, что исследовательская мысль и современное программное обеспечение позволяют анализировать историю и динамику научной области в глобальном масштабе. Такие амбициозные перспективы исследования создают дополнительную мотивацию. Самое главное, что такие методы позволяют решать практические задачи, а не только удовлетворять научный интерес.
— Какое у вас самое яркое впечатление от работы в Вышке?
— У меня много впечатлений от Вышки, особенно от духа и концепции университета. С Вышкой я был знаком только частично — через участие в октябрьской конференции по высшему образованию РАИВО. Заслуга университетской администрации состоит в создании новых стандартов научно-исследовательской и учебной деятельности. Ориентация на стандарты мировой науки и их внедрение сделали университету имя и вывели его на лидирующие позиции в рейтингах. Но главное даже не позиция в рейтинге, а открытость научного знания. В таком мире ученый не может спрятаться за свои регалии, звания и «научный стаж». Я слушал доступные в Сети публичные лекции ректора и проректоров университета, чтобы понять данную концепцию и правила игры. В итоге, когда пазл складывается и ты видишь результаты реальных исследований, понимаешь, что здесь действительно исследовательский университет. Поразил демократический стиль общения руководства на разных уровнях — когда решения принимаются не единолично руководителем, а в дискуссии. Также у меня изменился подход к организации исследовательской деятельности в рамках рабочей группы. Традиционное понимание сводилось к тому, что ты занимаешься исследованием в одиночку, и когда ты его провел, то представляешь результаты уже как незыблемую истину. На самом деле у нас в институте идет постоянное обсуждение исследования, начиная с научного проекта, затем предварительных результатов и до финальной презентации. Такая гибкая система позволяет избегать ошибок уже на начальном этапе исследования и направляет его в нужное русло.
— Что вы можете порекомендовать тем, кто сомневается, принимать ли участие в программе?
— Хочу порекомендовать обязательно подавать заявку, если есть интерес к научным исследованиям и научному росту. Я, как и большинство российских постдоков, являлся академическим инбридом, т.е. учился в аспирантуре, защищал свою диссертацию и работал в одном и том же вузе. После 5 лет учебы и 13 лет работы в альма-матер, естественно, сложно решиться на такой шаг. За это время уже наработан авторитет, и ты просто максимально интегрирован в систему, а система — в тебя. Поставить себя в новые условия — это действительно непростой вызов. На это еще накладываются семейные обстоятельства. Но, с другой стороны, наступает определенный момент, и возникает потребность дальнейшего развития и научного роста. И если эти мотивы сильнее, то программа поддержки российских постдоков НИУ ВШЭ — отличная возможность проверить себя. Я подумал, что независимо от того, как сложится карьера после завершения программы, я буду рад иметь возможность установить научные связи и войти в авангард мировой науки.