• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как исследуют индустриальную культуру

О совместном проекте ВШЭ и Сахалинского госуниверситета

Продолжается прием заявок на конкурс проектов «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ». Для участия в конкурсе принимаются совместные заявки от научных подразделений НИУ ВШЭ и подразделений российских университетов, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации. Финансовая поддержка осуществляется сторонами на паритетных условиях — «зеркально», т.е. обе стороны выделяют на проект равные суммы. Подробная информация о конкурсе доступна по ссылке.

Прием заявок будет проходить до 12 апреля, итоги конкурса будут подведены до 24 мая.
Любой вопрос по конкурсу вы можете задать по электронной почте concurs_labs@hse.ru или запросить индивидуальную онлайн консультацию, если нужно обсудить вопросы очно.

 

Сегодня мы расскажем о совместном проекте НИУ ВШЭ и Сахалинского государственного университета «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» — и это лишь один рассказ из серии материалов о проектах, победивших в конкурсе «Зеркальные лаборатории».

— С чего все начиналось? Как возникла идея лаборатории? Как университеты-партнеры находили друг друга? Как набирался коллектив, формировалась исследовательская повестка?

научный сотрудник сектора исторических исследований Научно-учебной лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований,
доцент департамента иностранных языков факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми

— Сегодня наблюдается всплеск интереса к индустриальной эпохе и ее наследию. Ранее ни индустриальная культура, ни ее трансформация в постиндустриальную эпоху не становились объектом изучения со стороны гуманитарных и общественных наук. Между тем запрос на актуализацию индустриального наследия, сохранение и осмысление индустриальных объектов существует.

В ситуации стремительного роста инновационных технологий встает вопрос о расширении границ культурной памяти об индустриальной эпохе. В частности, приобретает важность поиск цифровых решений для актуализации индустриального наследия. Однако на сегодняшний день в науке пока не представлены автоматизированные разработки, посвященные аккумуляции и категориальной репрезентации артефактов духовной культуры рядовых представителей индустриальной эпохи.

Разрабатывая концепцию проекта, мы выделили в качестве магистральной линии создание именно цифрового продукта. Эта автоматизированная информационная система будет в первую очередь наполняться данными о профессиях периода индустриальной эпохи. Она сможет показать главного героя этой эпохи — человека труда — с разных сторон: с точки зрения выбора профессии, специфики работы, условий труда, девиантных событий в трудовом процессе, трудовых традиций и т.д.

Мы стремимся построить эффективную междисциплинарную коммуникацию, но не только внутри научного сообщества, но также между наукой и музеями, поскольку последние и являются главными хранителями индустриального наследия. Выход на такой тип взаимодействия представляет собой одну из ключевых задач нашего проекта «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы», инициированного в 2023 году совместно с научным коллективом Сахалинского госуниверситета.

Идея проекта вызревала в ходе исследовательского сотрудничества по программе постдоков. К этому времени у нас с Александрой Салатовой, руководителем проекта со стороны СахГУ, уже существовал большой задел в исследованиях профессиональных культур со стороны социолингвистики, концептологии и теории миграций. С первых дней общения мы видели большой потенциал в построении разноаспектных исследований человека в профессии.

К нашей небольшой команде со стороны НИУ ВШЭ присоединился Александр Глушков, который занимался исследованиями трудовых миграций в послевоенный период. Вместе с ним мы организовали экспедицию в Коми-Пермяцкий округ Пермского края для сбора материала о трудовой повседневности работников лесозаготовительной промышленности. Большой интерес к работе проявили и исследователи других направлений. Александра Сажина увидела потенциал развития темы в рамках маркетинговых технологий. Екатерина Ильина и Анастасия Салтыкова сумели переложить выработанные к тому моменту антропологические методы сбора и описания материала на иные профессиональные сферы.

Значительную поддержку проекту оказали присоединившиеся к нему Александр Князев, Наталья Логунова, Лариса Мазитова, осуществляющие всю техническую работу по реализации цифровой составляющей антропологического исследования.

Салатова Александра Александровна

научный сотрудник сектора исследований индустриального технического наследия, доцент кафедры социологии Сахалинского государственного университета

— Первые наши совместные с Лилией исследования начались еще в пору моей работы в Лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований в Вышке. Осенью 2021 года в рамках конкурсной программы НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново» состоялась экспедиция на Сахалин, в ходе которой нам удалось не только объехать бывшие шахтерские поселки и города Сахалина, но и познакомиться с сотрудниками Сахалинского госуниверситета. В частности, завкафедрой юриспруденции Валентина Бреднева провела тогда мастер-класс для студентов НИУ ВШЭ — Пермь по особенностям юридической защиты прав на цифровую интеллектуальную собственность. В 2023 году Валентина Сергеевна присоединилась к нашему проекту в качестве исследователя. Она занимается изучением нормативно-правовых аспектов сохранения индустриального наследия.

В 2022 году, когда мы вплотную приступили к написанию заявки на участие в проекте «Зеркальные лаборатории», мы стали активно искать партнеров в НИУ ВШЭ и СахГУ. К этому времени я уже знала, какими темами занимаются коллеги и кому будет интересен проект. Так к нашему проекту присоединилась историк Наталья Потапова из Института филологии, истории и востоковедения СахГУ, которая занимается изучением рыбной отрасли на Сахалине и профессии рыбака в период индустриального подъема. Отдельное направление в рамках нашего исследования — это создание многомерной шкалы, которая позволит всесторонне оценить состояние объектов индустриального наследия. Этим занимаются коллеги с кафедры безопасности жизнедеятельности Института естественных наук и техносферной безопасности СахГУ Светлана Абрамова и Евгений Бояров.

В декабре 2023-го Евгений Николаевич Бояров выступил с кратким обзором предварительных итогов исследований по своему направлению на научном семинаре НИУ ВШЭ — Пермь. В частности, речь шла о построении модели безопасности объектов индустриального наследия, основанной на систематизации факторов их уязвимости, которая должна служить базовым инструментом для анализа и идентификации потенциальных угроз и рисков для индустриальных артефактов.

Цель нашего проекта — создание своеобразной исследовательской экосистемы — совокупности различных исследовательских направлений, коллективов, инфраструктуры, которая позволит наиболее полно охватить и всесторонне описать обширную научную тему индустриального наследия. В общем виде наша идея заключается в создании своего рода «Википедии» по теме индустриального наследия. Заниматься ее наполнением будут и ученые, изучающие различные аспекты нашего индустриального наследия, и музейщики, которые получат возможность вступать в партнерство с исследовательскими коллективами и использовать нашу площадку как витрину своих экспозиций, и представители так называемой гражданской науки — научного волонтерства, в частности обладатели семейных фотоархивов и предметов, связанных с индустриальным развитием нашей страны.

— Расскажите об основных направлениях исследований и наиболее удачных ваших проектах.

Лилия Пантелеева

— Зеркальные лаборатории нашего проекта ведут междисциплинарное исследование индустриальной культуры, в котором культурантропологический ракурс является сквозным. При такой организации работа может вестись по нескольким направлениям. Например, на стыке культурантропологии и лингвистики разрабатывается процедура выявления и интерпретации ассоциативно-образных оснований лингвокультурных феноменов эпохи индустриализации. На стыке культурантропологии и социологии устанавливаются и анализируются выталкивающие и притягивающие факторы добровольных трудовых миграций на территории промышленного сектора. На стыке культурантропологии и психологии вскрываются и описываются профессионально-культурные детерминанты поведенческих паттернов, отраженных в установках работников индустриальной промышленности. На стыке культурантропологии и истории выявляются и анализируются исторические источники, содержащие сведения о повседневной культуре промышленных локусов. На стыке культурантропологии и маркетинга описываются особенности индустриального наследия различных территорий, формируются стратегии продвижения этих территорий и принципы индустриального туризма. На стыке культурантропологии и информатики разрабатывается концепция автоматизированной информационной системы «Антропология труда», которая будет служить для накопления и хранения данных, а также их эффективного использования в научных целях. Ее первым контентом станет корпус шахтерских нарративов.

ВШЭ / Матвей Ефименко

Александра Салатова

— За первый год реализации проекта, несмотря на то что он был коротким — всего фактически с сентября по декабрь 2023-го, — мы многое успели.

Начнем с ядра проекта — с корпуса шахтерских нарративов. Совместно с НИУ ВШЭ — Пермь были выполнены сбор и транскрибация собранных интервью с шахтерами и ветеранами горнодобывающей отрасли. На совместном мероприятии НИУ ВШЭ и СахГУ «Индустриальный аудиоархив: тренинг по транскрибированию шахтерских нарративов» ученые рассказали и показали, как делать транскрибацию для создания текстового корпуса. Мы выполнили тематическую разметку текстов интервью, которая отличается от элементарной графической передачи речи. Наш корпус в первую очередь антропологический. Соответственно, он может помочь найти ответы на вопросы типа «Как шахтеры относились к деньгам?». Всем же известно, какие высокие зарплаты были у советских шахтеров, и вполне логично было бы поинтересоваться тем, как они распоряжались своими доходами: на что тратили деньги, шиковали ли они или подходили рационально и т.п. Если бы разметка была лингвистической, то пользователь мог бы ввести слово «деньги» и получить все фрагменты интервью, где встречается это слово. Но шахтер, как и вообще любой человек, может рассуждать о деньгах, не называя их обязательно словом «деньги». Можно употреблять слова «зарплата», «получка», «деньжонки», «рублики», «кровные». Наша задача как исследователей выявить и разметить понятными наименованиями все тематические блоки, встречающиеся в собранных нами интервью, чтобы пользователь получал доступ ко всем релевантным отрывкам интервью, где шахтер рассуждает на заданную тему, даже если само слово «деньги» там напрямую и не употребляется. К настоящему времени у нас уже запущена пилотная версия нашего рубрикатора, но пока она доступна только для внутренних пользователей, так как мы еще продолжаем заниматься ее отладкой.

Отдельное направление нашей работы связано с вовлечением в наш проект исследователей индустриальной культуры со всех уголков России. Для этого в ноябре 2023 года мы провели Всероссийский круглый стол музейных экспертов, который объединил специалистов из музейного сообщества и научных сотрудников университетов Пермского края, Свердловской, Кемеровской, Челябинской, Сахалинской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа. Мы выбрали не совсем традиционный формат проведения круглого стола. Помимо привычных докладов, провели практикум по анализу деятельности музеев по методологии Александра Остервальдера и стратегическую сессию, посвященную вариантам межинституционального взаимодействия музеев и вузов, научных коллективов, муниципалитетов и т.п. в интересах сохранения и изучения индустриального наследия. В настоящее время работа с музеями продолжается в индивидуальном формате: мы совместно вырабатываем более узкие тематические направления исследований, исходя из того ассортимента материалов, которым обладает конкретный музей. При выстраивании отношений с музеями важно выделить сотрудников, заинтересованных в исследуемой теме, — именно они будут осуществлять непосредственную работу по сбору, обработке и хранению объектов индустриальной культуры. Также мы разработали дорожную карту межинституционального взаимодействия. Мы планируем реализовать заложенные в ней мероприятия до 2025 года.

На базе СахГУ были проведены круглый стол «Индустриальная жилищная политика. Цифровые решения защиты социальных прав» и семинар «Индустриальное наследие Сахалинской области: перспективы исследований СахГУ в свете взаимодействия науки и бизнеса». Тема сохранения и изучения индустриального наследия не может быть в полной мере раскрыта без привлечения представителей бизнеса, которые являются владельцами ряда индустриальных объектов. Наша задача — создать пространство для диалога, объяснить, что и зачем мы хотим изучать и сохранять и как нам можно в этом помочь.

Все члены нашей команды регулярно выступали с докладами на различных научных мероприятиях. Так, за первый год реализации проекта был сделан 21 доклад на конференциях и научно-практических семинарах, опубликовано 4 научные статьи. Отдельно хочется отметить, что часть научных результатов уже введена в содержание образовательных программ по таким дисциплинам, как «Историческая урбанистика» (в программу введены темы «Трансформация города в индустриальную эпоху», «Формирование и эволюция городских повседневных практик в индустриальном обществе», «Урбанизация как фактор становления индустриальной культуры»), «Брендинг туристических аттракций (на английском языке)» («Брендинг промышленных городов», «Особенности маркетинга территорий в индустриальных городах») и др.

Мы стараемся привлекать к работе над проектом не только исследователей, музейных работников, но и студентов. Студенты выполняют отдельные проектные исследования по узким темам, результаты которых используют в своих курсовых работах, а также участвуют в научных и научно-практических семинарах в качестве слушателей.

Общими усилиями все запланированное на 2023 год было осуществлено. И это, надо отметить, удалось только благодаря наличию команды. Наука больше не делается в одиночку, это результат общих исследовательских усилий.

— Какие перспективы у проекта на сегодняшний день?

Лилия Пантелеева 

— Начинается второй проектный год, и у нас есть несколько интересных задач. Исследователи приступили к изучению «структуры чувств», или идентичностных представлений людей, чей жизненный опыт напрямую (через профессию) или косвенно (через проживание в моногороде) связан с индустриальной средой. Этот анализ позволит выявить культурные универсалии и региональное своеобразие индустриальной культуры, причастными к которой являются не только непосредственные свидетели — представители эпохи, но и их потомки, живущие в постиндустриальном мире.

Другое направление связано с изучением индустриальной культуры по профилю трудовой деятельности. Данный критерий выделяется большинством исследователей как один из таких маркеров индустриализации, на котором зиждется своеобразие культурной формы. Специфика индустриального труда будет раскрыта в таких ракурсах, как идеологизированные и неидеологизированные установки рабочих, образы профессии в пропаганде и реальности, интенции трудовых добровольных мигрантов.

Ряд исследований будет посвящен также особенностям восприятия индустриальных феноменов и способам взаимодействия с ними представителей постиндустриальной культуры. Нас интересуют приметы индустриализации, вызывающие ностальгические эмоции, стратегии современников по созданию образа воображаемого прошлого, исключающего негативные аспекты индустриального труда.

Александра Салатова

— На второй год у нас запланировано много проектов, мы регулярно публикуем анонсы наших мероприятий и открыты к диалогу и взаимодействию. В первую очередь мы планируем выпустить в открытый доступ корпус шахтерских нарративов — это действительно интересный массив живых рассказов о шахтерских буднях, где-то смешных, где-то трагических, где-то полных суеверий, а где-то бесшабашных. Эта информация будет интересна не только профессионалам, но и тем, у кого родственники, например дедушки, работали на шахтах. Всегда любопытно узнать про повседневную жизнь и быт представителей других профессий и эпох. Есть желание расширить наш корпус и на другие профессии, но это большое и объемное направление, оно потребует не только нашего внимания, но и включения в работу и музейных экспертов, и других исследователей. Повторюсь, мы открыты к сотрудничеству, и, если вы хотите внести свой вклад в сохранение индустриальной культуры, даже не будучи специалистом, историком, антропологом или музейным сотрудником, вы можете связаться с нами и предложить как новые тематики, так и ваши семейные архивы для изучения. Мы их оцифруем, поможем тематически организовать и с вашего согласия добавим в корпус объектов индустриального наследия. В свою очередь, они смогут послужить объектом исследования для различных научных дисциплин. Наше исследование живое, экосистемное, а в экосистеме важен каждый.

27 марта