Художественные произведения
доцент департамента экономики Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента
Мне нравятся и фильмы, и книги, и музыкальные альбомы. Однако, я чаще всего наслаждаюсь музыкой, чем просмотром фильмов или чтением книг. Поэтому хотелось бы поделиться впечатлениями о некоторых музыкальных произведениях. Например, об альбоме группы Yes под названием “Close to the Edge”. Этот альбом считается одним из величайших в жанре прогрессивного рока. В России, наверное, самой известной группой такого стиля является Pink Floyd. В этом жанре существует множество других талантливых коллективов, включая Yes.
Согласно порталу progarchives.com, альбом “Close to the Edge” занимает первое место в рейтинге прогрессивного рока по отзывам и рецензиям. Этот альбом был выпущен в 1972 году и состоит всего из трех композиций. Первая композиция, также названная “Close to the Edge”, представляет собой квинтэссенцию прогрессивного рока — длинное произведение с разнообразными настроениями, громкими и тихими частями, изменяющимися размерами и «музыкальными рисунками».
В альбоме можно услышать агрессивные рок-партии, органные переходы и вокальные гармонии. Для тех, кто не знаком с жанром, эта музыка может показаться необычной, однако после нескольких прослушиваний открываются новые краски и нюансы. Я впервые услышал это произведение еще в 1990-х годах, но до сих пор время от времени возвращаюсь к нему, так как оно производит на меня сильное впечатление. Эта музыка оставляет след в душе и вызывает глубокие эмоции.
До этого я слышал музыку группы Yes и других коллективов в этом жанре, таких как Pink Floyd, Jethro Tull. И могу сказать, что этот альбом меня зацепил не сразу, но чем больше я его слушал, тем сильнее он мне нравился. В английском языке есть выражение “grow on me” — что-то начинает расти внутри тебя. Каждое прослушивание этого альбома открывало для меня нечто новое, как и многие произведения прогрессивного рока. Я выбрал именно данный опус не только потому, что эта группа и их альбом не так известны в России, как в мире, но и для того, чтобы больше людей могли насладиться этой интересной музыкой, которая способна расширить сознание и изменить наше восприятие мира.
Что касается фильмов, я люблю разные жанры — комедии, детективы, философские фильмы. Однако, если говорить о постсоветском кино, то одним из самых запоминающихся для меня был фильм «Шапито-шоу» (реж. Сергей Лобан), вышедший, если не ошибаюсь, в 2011 году. Я считаю, что это довольно недооцененное произведение, которое нужно посмотреть не один раз для полного понимания. В фильме много нюансов, идея заключается в том, что события показаны с точки зрения разных персонажей в разных сериях, что позволяет зрителю учиться эмпатии и видеть мир глазами других людей.
В фильме есть сцена, когда сын высказывает отцу претензии, называя его самым страшным человеком из-за его поступков, которые сын воспринимает как предательство или издевательство. Эта сцена, если я правильно помню, происходит в третьей серии фильма и является очень эмоциональной и душераздирающей. Во второй серии эту сцену наблюдает группа глухонемых людей, которые общаются на языке жестов. Для них сцена воспринимается по-другому: они либо не слышат слов сына, либо слышат их едва различимо, что меняет контекст происходящего. Этот пример хорошо иллюстрирует разные уровни восприятия событий в фильме.
Обучение в вузе должно учить нас критическому мышлению, разрыванию шаблонов и формированию собственных причинно-следственных связей. Альбом Yes и фильм «Шапито-шоу», на мой взгляд, способствуют развитию этих навыков и помогают людям видеть мир по-новому.
Если говорить о литературе, то как известно, одним из близких друзей Джона Рональда Толкина был британский писатель Клайв Стейплз Льюис, который наиболее известен по серии книг «Хроники Нарнии» (1950–1956). У Льюиса также есть интересные произведения, такие как «Письма Баламута» (1942) и «Расторжение брака» (1945), которые больше предназначены для взрослых и затрагивают философские темы. «Письма Баламута» представляют собой письма опытного беса молодому бесу о том, как соблазнять людей, за маской которых скрываются глубокие философские идеи автора.
«Расторжение брака» — это полемика Льюиса с Уильямом Блейком, автором произведения «Бракосочетание Рая и Ада» (1793). В этом произведении Льюис обсуждает идею того, что проблемы часто создаются людьми самими, и что они могут быть преодолены только ими же. Эти произведения Льюиса представлены как художественные работы, но за ними скрываются глубокие философские истины.
академический руководитель образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках», старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин факультета социально-экономических и компьютерных наук Пермского кампуса НИУ ВШЭ
У меня сформировалась особая практика — я люблю читать романы, а затем смотреть экранизации. Причем, я не ищу специально какие-то издания, которые экранизированы, так получается само по себе. Сложно выделить только одну любимую книгу. В разные периоды жизни каждая книга оказывает на нас различное воздействие, отражая наши собственные настроения, мысли и чувства. В школьные годы я была поклонницей детективного жанра, читала произведения Агаты Кристи, Артура Конан Дойла. Мы с мамой смотрели сериалы про расследование загадочных случаев и раскрытие преступлений Эркюлем Пуаро, мисс Марпл и Шерлоком Холмсом.
В прошлом году к нам приезжал театр Вахтангова с постановкой по роману Льва Толстого «Война и мир» (1865–1869), она вызвала у меня такой восторг, что я решила перечитать роман, посмотреть несколько сериалов. Конечно, с каждым разом и восприятие этого романа менялось. Иногда воображаемые мной образы персонажей, событий и мест, описанных в тексте, могут не совпадать с экранизацией, но в любом случае, различные форматы дополняют друг друга и позволяют увидеть разные интерпретации одного и того же материала.
Сейчас особенно популярна история повседневности, в том числе рабочей повседневности. Буквально на днях я завершила чтение первого романа Дженнифер Уорф из трилогии «Вызовите акушерку» (2002), теперь собираюсь посмотреть одноименный сериал. Это не книга о медицине или обычный роман. «Вызовите акушерку» основан на воспоминаниях самой Дженнифер Уорф и рассказывает о жизни и работе акушерки в Лондоне в 1950-е гг. Книга отражает трудности и вызовы судьбы, с которыми сталкивались акушерки в то время, когда медицинские знания были ограничены, а условия работы были тяжелыми. Автор показывает, как акушерки боролись за уважение и признание своей профессии, помогали женщинам в трудных жизненных обстоятельствах, а также освещает социальные и культурные аспекты послевоенного периода и позволяет узнать больше о жизни обычных людей того времени. Я бы порекомендовала прочитать этот роман всем, кто интересуется социальной историей послевоенного периода, историей повседневности, и, в частности, историей Великобритании в 1950-80-х гг. и медицины.
Академические произведения
Иван Розмаинский
Одной из ключевых книг в области экономики является «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса. Это произведение, опубликованное в 1936 году, считается первой работой по макроэкономике, выделяющей ее как особое ответвление от «просто» экономической теории. Книга подчеркивает важность анализа экономики в целом, а не только отдельных рынков, и показывает, что система рыночного капитализма, в которой функционируют большинство стран мира, подвержена кризисам и безработице.
Согласно Кейнсу, государственная политика должна включать элементы борьбы с безработицей и кризисами для достижения стабильности в экономике. Важной частью книги является глава 12, «Состояние долгосрочных предположений», где автор обсуждает неопределенность будущего и значение спонтанного оптимизма в поведении людей. Этот аспект, переведенный как «жизнерадостность» на русский язык, подчеркивает необходимость принятия решений в условиях неопределенности.
Кейнс призывает к спонтанному оптимизму при принятии решений, особенно в ситуациях, где невозможно точно предсказать последствия. Он подчеркивает важность уверенности в будущем для успешного общества и предупреждает о возможной стагнации и деградации в случае низкого уровня спонтанного оптимизма. В целом, «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнса остается актуальным и значимым произведением для понимания макроэкономических принципов и рекомендаций по развитию экономики.
Полвека спустя вышла вторая книга, о которой я хочу рассказать. Это произведение американского экономиста Хаймана Мински «Стабилизируя нестабильную экономику» (1986). Обе эти книги я прочел в 1990-е годы, но вторая оказалась более значимой. В ней шла речь о том, как накапливается финансовая хрупкость у фирм и компаний в период экономического роста. Чем дольше длится процветание, тем более рискованные финансовые решения принимают компании, вовлекаясь в долговое финансирование своих проектов. Это приводит к накоплению долгов, которые становятся все труднее погасить, и компании вынуждены брать новые займы. Мински вводит понятие “Ponzi firm”, «в честь» американского мошенника Понци, «предшественника» Мавроди в области деятельности финансовых пирамид. Эти компании не могут даже выплатить проценты по долгам, не говоря уже о погашении самого долга, и продолжают наращивать задолженность. Когда таких компаний становится много, это может привести к серьезному кризису. Именно описанные Мински процессы и привели к Великой рецессии 2008–2009 годов. Мински ушел из жизни в 1996 году, но его работы стали актуальны после кризиса, и книга была переиздана. Я имел удовольствие работать над переводом этой книги на русский язык в 2015–2017 годах. С тех пор было опубликовано множество статей, в том числе с участием моих студентов, посвященных эмпирическому подтверждению гипотезы финансовой нестабильности в различных странах. Гипотеза заключается в том, что стабильность может привести к дестабилизации: чем дольше процветает экономика, тем больше компаний рискуют и накапливают рискованные долги или участвуют в опасных проектах. Это можно измерить увеличением количества компаний, которые не могут покрыть проценты своих долгов собственными средствами и все больше зависят от займов.
Мы вместе со своими студентами провели анализ опыта Греции, Испании, Португалии, Голландии и Франции. В разных странах ситуация была различной. Во Франции проблема не была столь острой благодаря внимательному отношению правительства к финансовым потокам компаний. Однако в Греции произошел дефолт в 2015 году. Книги Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» и Мински «Стабилизируя нестабильную экономику» оказали значительное влияние на меня как ученого и преподавателя.
Их часто критикуют за то, что их рекомендации могут привести к увеличению государственного вмешательства в экономику и негативным последствиям, таким как рост бюджетного дефицита и государственного долга. Несмотря на то, что гипотеза Мински не всегда подтверждается на различных данных и в различных периодах, наши исследования с участием студентов в основном показывают, что гипотеза работает.
Илиана Исмакаева
Я заинтересовалась применением математических методов и цифровых технологий в истории на 2 курсе, когда познакомилась с книгой «История в цифрах» (1991) Бориса Николаевича Миронова, глава «Предсказание и ретросказание — методы исторические» вдохновила меня на изучение грамотности. Тогда я поняла, что хочу изучать историю распространения грамотности и до сих пор ею занимаюсь. В работе рассматриваются проблемы и достижения клиометрии — направления исторических исследований, основанных на математических методах. Несмотря на то, что «История в цифрах» была опубликована в 1991 году, она не теряет своей актуальности и представляет собой ценный ресурс для историков, который может помочь получить новые знания, пересмотреть старые представления и открыть новые направления для дальнейших исследований.
Сейчас я читаю серию исследований “Studies in Digital History and Hermeneutics” Университета Люксембурга по применению цифровых методов в исторических исследованиях, в 2024 году она пополнилась новыми изданиями. В рамках этой серии публикуются исследования по различным направлениям цифровой истории и в целом цифровых гуманитарных наук, коллективные монографии — научные статьи и очерки по одной проблематике, например, о цифровой истории, медиа и памяти в цифровую эпоху и др. Мне наиболее близок третий выпуск про цифровые газеты — “Digitised Newspapers — A New Eldorado for Historians? Reflections on Tools, Methods and Epistemology”. Авторы монографии отмечают, что новая цифровая доступность исторических газет меняет исследовательскую практику и ставит перед историками новые задачи. Я принимала участие в проекте по изучению Пермской губернской периодики периода Первой мировой и Гражданской войн (permnewspapers.ru), и, конечно, многие из тех вопросов, которые поднимаются авторами, ставились и нами применительно к дореволюционной периодике, это не только вопросы оцифровки указанных типов источников, но и вопросы выбора оптимальных цифровых методов для их исследования.
Произведения, полезные в преподавании
Илиана Исмакаева
Наверно, я бы хотела отметить индийский фильм «Звездочки на земле» (2007) Аамира Кхана. Я его смотрела, еще будучи студенткой в рамках дисциплины по педагогике. Несмотря на то, что это индийский фильм, он совсем не похож на другие болливудские фильмы.
В фильме повествуется о нелегкой судьбе восьмилетнего мальчика Ишана Авасти, которого никто не понимает, и неравнодушном учителе Раме Никумбе. Родители и учителя считают мальчика слабоумным, дома воспитывают криком и кулаками, а в школе оставляют на второй год, так как он никак не может научиться читать и писать. В итоге родители отправляют сына в школу-интернат, чтобы привить ему дисциплину. Лишенный привычного окружения, мальчик в интернате страдает еще больше, чем прежде.
Однако в интернат однажды приходит учитель рисования Рам Никумб, который догадывается, что проблемы Ишана с успеваемостью в школе связаны с тем, что малыш страдает дислексией и к нему необходим особый подход. Учитель занимается с мальчиком, возвращает ему веру в себя, и Ишан изменяется…
Хочется сказать о значительной роли педагога в этом фильме, и в целом подходе к образованию детей. Педагог распознал проблемы ребенка и смог ему помочь. В своей работе с ребенком он использовал множество подходов. Самый главный из них — личностно-ориентированный, он работал с ребенком исходя из его личностных характеристик и возможностей. Прививал и детям, и другим учителям любовь и уважение к искусству и рисованию, использовал при работе с детьми мировые культурные достояния, знакомил детей с достижениями выдающихся исторических деятелей — Альберта Эйнштейна, Томаса Эдисона, Леонардо да Винчи, объяснял и показывал их работы.
Фильм очень эмоциональный и поучительный. Взрослым важно знать и помнить о том, что каждый ребенок уникален, нужно только это увидеть и принять. Я бы порекомендовала, прежде всего, посмотреть этот фильм преподавателям и родителям, а также всем тем, кто столкнулся с особенными детьми.