• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прогрессивный рок и постсоветское кино, Дженнифер Уорф и Борис Миронов, Джон Кейнс и Хайман Мински

Иван Розмаинский и Илиана Исмакаева об интересных книгах

Джон Мейнард Кейнс / «Звездочки на земле» / Хайман Мински / БРЭ - Anthony Gorden / Hulton-Deutsch Collection / CORBIS / Getty Images, smartfacts.ru, Perry Mehrling in Journal of Economic Behavior & Organization

Художественные произведения

доцент департамента экономики Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента

Мне нравятся и фильмы, и книги, и музыкальные альбомы. Однако, я чаще всего наслаждаюсь музыкой, чем просмотром фильмов или чтением книг. Поэтому хотелось бы поделиться впечатлениями о некоторых музыкальных произведениях. Например, об альбоме группы Yes под названием “Close to the Edge”. Этот альбом считается одним из величайших в жанре прогрессивного рока. В России, наверное, самой известной группой такого стиля является Pink Floyd. В этом жанре существует множество других талантливых коллективов, включая Yes.

Согласно порталу progarchives.com, альбом “Close to the Edge” занимает первое место в рейтинге прогрессивного рока по отзывам и рецензиям. Этот альбом был выпущен в 1972 году и состоит всего из трех композиций. Первая композиция, также названная “Close to the Edge”, представляет собой квинтэссенцию прогрессивного рока — длинное произведение с разнообразными настроениями, громкими и тихими частями, изменяющимися размерами и «музыкальными рисунками».

В альбоме можно услышать агрессивные рок-партии, органные переходы и вокальные гармонии. Для тех, кто не знаком с жанром, эта музыка может показаться необычной, однако после нескольких прослушиваний открываются новые краски и нюансы. Я впервые услышал это произведение еще в 1990-х годах, но до сих пор время от времени возвращаюсь к нему, так как оно производит на меня сильное впечатление. Эта музыка оставляет след в душе и вызывает глубокие эмоции.

Pink Floyd
Pink Floyd
histmusic.ru

До этого я слышал музыку группы Yes и других коллективов в этом жанре, таких как Pink Floyd, Jethro Tull. И могу сказать, что этот альбом меня зацепил не сразу, но чем больше я его слушал, тем сильнее он мне нравился. В английском языке есть выражение “grow on me” — что-то начинает расти внутри тебя. Каждое прослушивание этого альбома открывало для меня нечто новое, как и многие произведения прогрессивного рока. Я выбрал именно данный опус не только потому, что эта группа и их альбом не так известны в России, как в мире, но и для того, чтобы больше людей могли насладиться этой интересной музыкой, которая способна расширить сознание и изменить наше восприятие мира.

Что касается фильмов, я люблю разные жанры — комедии, детективы, философские фильмы. Однако, если говорить о постсоветском кино, то одним из самых запоминающихся для меня был фильм «Шапито-шоу» (реж. Сергей Лобан), вышедший, если не ошибаюсь, в 2011 году. Я считаю, что это довольно недооцененное произведение, которое нужно посмотреть не один раз для полного понимания. В фильме много нюансов, идея заключается в том, что события показаны с точки зрения разных персонажей в разных сериях, что позволяет зрителю учиться эмпатии и видеть мир глазами других людей.

В фильме есть сцена, когда сын высказывает отцу претензии, называя его самым страшным человеком из-за его поступков, которые сын воспринимает как предательство или издевательство. Эта сцена, если я правильно помню, происходит в третьей серии фильма и является очень эмоциональной и душераздирающей. Во второй серии эту сцену наблюдает группа глухонемых людей, которые общаются на языке жестов. Для них сцена воспринимается по-другому: они либо не слышат слов сына, либо слышат их едва различимо, что меняет контекст происходящего. Этот пример хорошо иллюстрирует разные уровни восприятия событий в фильме.

"Шапито-шоу: Любовь и дружба" (2011)
"Шапито-шоу: Любовь и дружба" (2011)
glukk

Обучение в вузе должно учить нас критическому мышлению, разрыванию шаблонов и формированию собственных причинно-следственных связей. Альбом Yes и фильм «Шапито-шоу», на мой взгляд, способствуют развитию этих навыков и помогают людям видеть мир по-новому.

Если говорить о литературе, то как известно, одним из близких друзей Джона Рональда Толкина был британский писатель Клайв Стейплз Льюис, который наиболее известен по серии книг «Хроники Нарнии» (1950–1956). У Льюиса также есть интересные произведения, такие как «Письма Баламута» (1942) и «Расторжение брака» (1945), которые больше предназначены для взрослых и затрагивают философские темы. «Письма Баламута» представляют собой письма опытного беса молодому бесу о том, как соблазнять людей, за маской которых скрываются глубокие философские идеи автора.

«Расторжение брака» — это полемика Льюиса с Уильямом Блейком, автором произведения «Бракосочетание Рая и Ада» (1793). В этом произведении Льюис обсуждает идею того, что проблемы часто создаются людьми самими, и что они могут быть преодолены только ими же. Эти произведения Льюиса представлены как художественные работы, но за ними скрываются глубокие философские истины.

Клайв Стейплз Льюис
Клайв Стейплз Льюис
Предание.ру

академический руководитель образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках», старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин факультета социально-экономических и компьютерных наук Пермского кампуса НИУ ВШЭ

У меня сформировалась особая практика — я люблю читать романы, а затем смотреть экранизации. Причем, я не ищу специально какие-то издания, которые экранизированы, так получается само по себе. Сложно выделить только одну любимую книгу. В разные периоды жизни каждая книга оказывает на нас различное воздействие, отражая наши собственные настроения, мысли и чувства. В школьные годы я была поклонницей детективного жанра, читала произведения Агаты Кристи, Артура Конан Дойла. Мы с мамой смотрели сериалы про расследование загадочных случаев и раскрытие преступлений Эркюлем Пуаро, мисс Марпл и Шерлоком Холмсом.

В прошлом году к нам приезжал театр Вахтангова с постановкой по роману Льва Толстого «Война и мир» (1865–1869), она вызвала у меня такой восторг, что я решила перечитать роман, посмотреть несколько сериалов. Конечно, с каждым разом и восприятие этого романа менялось. Иногда воображаемые мной образы персонажей, событий и мест, описанных в тексте, могут не совпадать с экранизацией, но в любом случае, различные форматы дополняют друг друга и позволяют увидеть разные интерпретации одного и того же материала.

Сейчас особенно популярна история повседневности, в том числе рабочей повседневности. Буквально на днях я завершила чтение первого романа Дженнифер Уорф из трилогии «Вызовите акушерку» (2002), теперь собираюсь посмотреть одноименный сериал. Это не книга о медицине или обычный роман. «Вызовите акушерку» основан на воспоминаниях самой Дженнифер Уорф и рассказывает о жизни и работе акушерки в Лондоне в 1950-е гг. Книга отражает трудности и вызовы судьбы, с которыми сталкивались акушерки в то время, когда медицинские знания были ограничены, а условия работы были тяжелыми. Автор показывает, как акушерки боролись за уважение и признание своей профессии, помогали женщинам в трудных жизненных обстоятельствах, а также освещает социальные и культурные аспекты послевоенного периода и позволяет узнать больше о жизни обычных людей того времени. Я бы порекомендовала прочитать этот роман всем, кто интересуется социальной историей послевоенного периода, историей повседневности, и, в частности, историей Великобритании в 1950-80-х гг. и медицины.

hometocome.com

Академические произведения

Иван Розмаинский

Одной из ключевых книг в области экономики является «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса. Это произведение, опубликованное в 1936 году, считается первой работой по макроэкономике, выделяющей ее как особое ответвление от «просто» экономической теории. Книга подчеркивает важность анализа экономики в целом, а не только отдельных рынков, и показывает, что система рыночного капитализма, в которой функционируют большинство стран мира, подвержена кризисам и безработице.

Согласно Кейнсу, государственная политика должна включать элементы борьбы с безработицей и кризисами для достижения стабильности в экономике. Важной частью книги является глава 12, «Состояние долгосрочных предположений», где автор обсуждает неопределенность будущего и значение спонтанного оптимизма в поведении людей. Этот аспект, переведенный как «жизнерадостность» на русский язык, подчеркивает необходимость принятия решений в условиях неопределенности.

Кейнс призывает к спонтанному оптимизму при принятии решений, особенно в ситуациях, где невозможно точно предсказать последствия. Он подчеркивает важность уверенности в будущем для успешного общества и предупреждает о возможной стагнации и деградации в случае низкого уровня спонтанного оптимизма. В целом, «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнса остается актуальным и значимым произведением для понимания макроэкономических принципов и рекомендаций по развитию экономики.

Хайман Мински
Хайман Мински
Exploring Economics

Полвека спустя вышла вторая книга, о которой я хочу рассказать. Это произведение американского экономиста Хаймана Мински «Стабилизируя нестабильную экономику» (1986). Обе эти книги я прочел в 1990-е годы, но вторая оказалась более значимой. В ней шла речь о том, как накапливается финансовая хрупкость у фирм и компаний в период экономического роста. Чем дольше длится процветание, тем более рискованные финансовые решения принимают компании, вовлекаясь в долговое финансирование своих проектов. Это приводит к накоплению долгов, которые становятся все труднее погасить, и компании вынуждены брать новые займы. Мински вводит понятие “Ponzi firm”, «в честь» американского мошенника Понци, «предшественника» Мавроди в области деятельности финансовых пирамид. Эти компании не могут даже выплатить проценты по долгам, не говоря уже о погашении самого долга, и продолжают наращивать задолженность. Когда таких компаний становится много, это может привести к серьезному кризису. Именно описанные Мински процессы и привели к Великой рецессии 2008–2009 годов. Мински ушел из жизни в 1996 году, но его работы стали актуальны после кризиса, и книга была переиздана. Я имел удовольствие работать над переводом этой книги на русский язык в 2015–2017 годах. С тех пор было опубликовано множество статей, в том числе с участием моих студентов, посвященных эмпирическому подтверждению гипотезы финансовой нестабильности в различных странах. Гипотеза заключается в том, что стабильность может привести к дестабилизации: чем дольше процветает экономика, тем больше компаний рискуют и накапливают рискованные долги или участвуют в опасных проектах. Это можно измерить увеличением количества компаний, которые не могут покрыть проценты своих долгов собственными средствами и все больше зависят от займов.

Мы вместе со своими студентами провели анализ опыта Греции, Испании, Португалии, Голландии и Франции. В разных странах ситуация была различной. Во Франции проблема не была столь острой благодаря внимательному отношению правительства к финансовым потокам компаний. Однако в Греции произошел дефолт в 2015 году. Книги Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» и Мински «Стабилизируя нестабильную экономику» оказали значительное влияние на меня как ученого и преподавателя.

Их часто критикуют за то, что их рекомендации могут привести к увеличению государственного вмешательства в экономику и негативным последствиям, таким как рост бюджетного дефицита и государственного долга. Несмотря на то, что гипотеза Мински не всегда подтверждается на различных данных и в различных периодах, наши исследования с участием студентов в основном показывают, что гипотеза работает.

Борис Миронов
Борис Миронов
Бабкинъ Михаилъ / CC BY-SA 4.0

Илиана Исмакаева

Я заинтересовалась применением математических методов и цифровых технологий в истории на 2 курсе, когда познакомилась с книгой «История в цифрах» (1991) Бориса Николаевича Миронова, глава «Предсказание и ретросказание — методы исторические» вдохновила меня на изучение грамотности. Тогда я поняла, что хочу изучать историю распространения грамотности и до сих пор ею занимаюсь. В работе рассматриваются проблемы и достижения клиометрии — направления исторических исследований, основанных на математических методах. Несмотря на то, что «История в цифрах» была опубликована в 1991 году, она не теряет своей актуальности и представляет собой ценный ресурс для историков, который может помочь получить новые знания, пересмотреть старые представления и открыть новые направления для дальнейших исследований.

Сейчас я читаю серию исследований “Studies in Digital History and Hermeneutics” Университета Люксембурга по применению цифровых методов в исторических исследованиях, в 2024 году она пополнилась новыми изданиями. В рамках этой серии публикуются исследования по различным направлениям цифровой истории и в целом цифровых гуманитарных наук, коллективные монографии — научные статьи и очерки по одной проблематике, например, о цифровой истории, медиа и памяти в цифровую эпоху и др. Мне наиболее близок третий выпуск про цифровые газеты — “Digitised Newspapers — A New Eldorado for Historians? Reflections on Tools, Methods and Epistemology”. Авторы монографии отмечают, что новая цифровая доступность исторических газет меняет исследовательскую практику и ставит перед историками новые задачи. Я принимала участие в проекте по изучению Пермской губернской периодики периода Первой мировой и Гражданской войн (permnewspapers.ru), и, конечно, многие из тех вопросов, которые поднимаются авторами, ставились и нами применительно к дореволюционной периодике, это не только вопросы оцифровки указанных типов источников, но и вопросы выбора оптимальных цифровых методов для их исследования.

Произведения, полезные в преподавании

Илиана Исмакаева

Наверно, я бы хотела отметить индийский фильм «Звездочки на земле» (2007) Аамира Кхана. Я его смотрела, еще будучи студенткой в рамках дисциплины по педагогике. Несмотря на то, что это индийский фильм, он совсем не похож на другие болливудские фильмы.

«Звездочки на земле»
«Звездочки на земле»

В фильме повествуется о нелегкой судьбе восьмилетнего мальчика Ишана Авасти, которого никто не понимает, и неравнодушном учителе Раме Никумбе. Родители и учителя считают мальчика слабоумным, дома воспитывают криком и кулаками, а в школе оставляют на второй год, так как он никак не может научиться читать и писать. В итоге родители отправляют сына в школу-интернат, чтобы привить ему дисциплину. Лишенный привычного окружения, мальчик в интернате страдает еще больше, чем прежде.

Однако в интернат однажды приходит учитель рисования Рам Никумб, который догадывается, что проблемы Ишана с успеваемостью в школе связаны с тем, что малыш страдает дислексией и к нему необходим особый подход. Учитель занимается с мальчиком, возвращает ему веру в себя, и Ишан изменяется…

Хочется сказать о значительной роли педагога в этом фильме, и в целом подходе к образованию детей. Педагог распознал проблемы ребенка и смог ему помочь. В своей работе с ребенком он использовал множество подходов. Самый главный из них — личностно-ориентированный, он работал с ребенком исходя из его личностных характеристик и возможностей. Прививал и детям, и другим учителям любовь и уважение к искусству и рисованию, использовал при работе с детьми мировые культурные достояния, знакомил детей с достижениями выдающихся исторических деятелей — Альберта Эйнштейна, Томаса Эдисона, Леонардо да Винчи, объяснял и показывал их работы.

Фильм очень эмоциональный и поучительный. Взрослым важно знать и помнить о том, что каждый ребенок уникален, нужно только это увидеть и принять. Я бы порекомендовала, прежде всего, посмотреть этот фильм преподавателям и родителям, а также всем тем, кто столкнулся с особенными детьми.

27 июня