• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лермонтов и Гашек, Сент-Экзюпери и Макаренко

Виктор Кракович и Ксения Сафронова о любимых и интересных книгах

Герман Гессе / Татьяна Буланова / WordPress

Художественное произведение

научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов, академический руководитель образовательной программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике», доцент департамента финансов Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента

Если говорить о книге, восприятие которой менялось со временем, то у меня самые большие впечатления от романа «Герой нашего времени» (1840). Помню, когда я впервые читал его в школе, Печорин казался мне таким классным мужчиной, и я хотел быть на него похожим. При следующем прочтении, спустя какое-то время, у меня уже появились сомнения на его счет. А когда я перечитывал книгу уже в относительно взрослом возрасте, где-то к тридцати годам, Печорин мне уже совсем не нравился. Я уже видел эти манипулятивные техники, которые использует Печорин. Чувствуется, что человек он талантливый, но не нашел в себе сил или дисциплины, чтобы эти таланты приложить к хорошему делу, и в результате с точки зрения самореализации он совсем плохо свою жизнь живет. И сейчас этот герой мне уже совсем не нравится, при всем его обаянии, смелости и других положительных чертах.

Есть еще пара книг, которые я люблю. Первая книга — «Похождения бравого солдата Швейка» (1921) Ярослава Гашека. Я знаю, что она нравилась обоим моим дедушкам, которые участвовали в войне, отцу моему нравится и мне тоже. Она такая уютная, — это как тапочки любимые надеть или зайти в какое-то место, где тебе очень хорошо. Хотя там речь идет о войне и, по сути, жуткие события происходят, а описано все в такой манере, что, что бы ни случилось, всё не беда: «похожая история произошла в Будейовицах» — в таком духе. На каждую ситуацию находится какая-то история, и вся книга — это сплошные анекдоты и истории по случаю. Например, про то, как Швейк уже в солдатах где-то добыл коньяк и, пойманный с поличным поручиком, выпил его залпом, выдав за ржавую воду. Или эпизод с пьяным фельдкуратом. Но дело даже не в конкретных анекдотических историях, эта книга хороша своим настроением, в которое очень приятно погружаться, чтобы успокоиться, добавить себе оптимизма. Именно настроение этой книги очень мне нравится.

Братья Стругацкие
Братья Стругацкие
Культура.РФ

Вторая книга — это повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1965). Опять же, как и в «Швейке», тут мне в первую очередь нравится настроение. Там такое атмосферное начало рассказа, когда главный герой останавливается где-то у Бабы-яги и потом встречает в лесу простого приветливого человека, на вид лесника, который на самом деле выдающийся ученый и занимается очень интересным делом. Я ездил прошлым летом в новосибирский Академгородок, и мне показалось, что это место с похожей атмосферой. Там интересный сюжет: в частности, сюжетная линия про неэтичного ученого, который ставит опасные эксперименты и придумывает для них довольно дикие обоснования, и история про перемещение человека во времени в обратную сторону, из будущего в прошлое.

Еще у Стругацких есть идея, которая варьируется в нескольких произведениях, что героизм — это не всегда хорошо, и про геройствующего человека говорится в негативном ключе. В делах, связанных с развитием, например исследованиях или образовании, подвиг или большое дело — это не краткий отчаянный шаг, а длительный дисциплинированный труд. Вот эта мысль мне нравится применительно к организации нашей образовательной деятельности.

Мне нравятся «Одесские рассказы» (1924) Исаака Бабеля. Я люблю необычные фразы, точные и красивые, а эта книга вся из них состоит. Особенно первая половина, она более веселая, дальше там начинаются тяжелые события. Афористичный язык и опять-таки особая атмосфера, одесский колорит — то, чем примечательна эта книга.

Напоследок я хотел бы упомянуть одну детскую книжку. Помните Крошку Енота, который испугался своего отражения в пруду и стал корчить ему рожи? А отражение начало корчить рожи в ответ, и тогда он испугался еще больше. И как мама научила его улыбнуться отражению, и отражение улыбнулось в ответ, и всем стало хорошо и радостно. Я в детстве просил родителей много раз перечитывать мне эту концовку, потому что мне нравилось это соображение, что если ты к людям относишься доброжелательно, то и они к тебе доброжелательно, и атмосфера будет доброжелательная. И до сих пор, даже когда ситуация конфликтная, я стараюсь к этому стремиться.

Исаак Бабель (справа)
Исаак Бабель (справа)
Культурология

доцент кафедры общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента нижегородского кампуса НИУ ВШЭ

Выделить одно произведение сложно. Это всегда совокупность. Каждая книга, фильм, песня, стихи, картина оставляют свой отпечаток. Если произведение понравилось, я живу в нем: например, думаю, когда читаю, проигрываю персонажей, иногда фантазия уводит дальше написанного, осмысливаю потом, что прочитала. Мне нравятся эти ощущения: новых событий и интересных собеседников. Я либо одна из них, либо безмолвный наблюдатель.

Выделить сложно, но мыслями я всегда возвращаюсь к повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943). Какие события побудили меня ее прочитать — не помню. Часто встречала в Сети фразы из повести, ставшие афоризмами. Стало интересно, что в этом произведении такого, а потом заинтересовал и сам создатель. Всегда интересно узнать, как написано это произведение, какая у него история создания, какие события окружали автора.

Люблю стихи Роберта Рождественского. Они всегда наполнены любовью, теплотой. Очень трепетные и ранимые. Читаешь их и чувствуешь, пропускаешь через себя.

Антуан де Сент-Экзюпери
Антуан де Сент-Экзюпери
El Diario de la República

По моему мнению, некоторые произведения школьной программы следует читать в более старшем возрасте. Не все могут оценить истинный смысл, который автор закладывал, и, как сам читатель относится к этому произведению, тоже сложно описать, сложно понять и передать свои чувства. Меня захватил четырехтомник Льва Толстого «Война и мир» (1867), но очень тяжело шел роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Только по прошествии нескольких лет я начала думать, что стоит его перечитать и составить свое новое впечатление. Мой список «к прочтению» очень обширный, надеюсь, у меня получится «остановиться, сесть и почитать в удовольствие». Я считаю, что нужно быть готовым эмоционально и ментально к любому произведению. Почему песни нам «западают» и мы их готовы слушать и переслушивать? Потому, что находим в них то, что соответствует нашему состоянию. Не стоит читать роман Габриэля Гарсиа Маркеса «100 лет одиночества» (1967) в хорошем расположении духа — можно поникнуть. И так с любым произведением!

Ровно шесть лет назад я посетила выставку «Волшебный свет Ивана Шультце». Дважды! Картины невероятные! Пейзажи написаны с реалистичностью и четкостью фотографии, а при приближении видишь, как на холст нанесены масляные краски крупными мазками. Безупречная техника показывает не только то, как талантлив художник, но и какая за этим талантом стоит кропотливая работа! Сколько усердия, внимания и терпения это потребовало! Поэтому, хочешь получить уникальный, лучший результат, работай над собой!

Моя общая рекомендация: читайте, смотрите интересные фильмы, ходите на выставки и, главное, найдите того, с кем их можно обсуждать!

Иван Шульце "Лыжня, Верхняя Савойя, Франция" (Courtesy Фонд И.Ф. Шультце, Швейцария)
Иван Шульце "Лыжня, Верхняя Савойя, Франция" (Courtesy Фонд И.Ф. Шультце, Швейцария)
АртГид

Академическое произведение

Виктор Кракович

Есть такая книжка “Causal Inference: The Mixtape” Скотта Каннингема, она доступна онлайн. Это учебник по эконометрике, его многие знают. В ковидные времена он проводил для нашей лаборатории онлайн-занятия по эконометрике. Это такой человек Ренессанса, который, помимо математики, вычислений и работы с данными, еще много тем обдумывает. И в ходе занятий он для иллюстрации своих мыслей приводит примеры из художественной литературы. Например, цитируя начало романа «Анна Каренина» Льва Толстого про то, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастлива по-своему, он проводит аналогию с правильно и неправильно организованным процессом работы с данными, говоря, что люди, умело выстраивающие свою работу, действуют примерно одинаково, а проблем и вариантов хаоса — бесконечное множество.

В этом же стиле пишет Даниэль Арчибуджи, итальянский автор, тоже в области менеджмента. Я знакомился с его работами, когда писал диссертацию. Его интересно читать, и видно, что человек, помимо своего основного направления, интересуется искусством, литературой. И это прямо создает какой-то дополнительный объем предмету, о котором идет речь.

Еще одна книга, которую хочется упомянуть, — это «Игра в бисер» (1943) Германа Гессе. Там хорошо показана эстетика академии. И там проводится такая мысль, что если очень долго остаешься учеником, то потом в какой-то момент происходит плавный, естественный переход к роли учителя. Мне очень понравилась эта идея органического развития в академии и в работе со знанием, и захотелось так же.

Даниэле Арчибуджи на Венецианском Биеннале в 2022 году
Даниэле Арчибуджи на Венецианском Биеннале в 2022 году
Giacuoco / CC BY-SA 4.0

Ксения Сафронова

Для меня преподавание — это всегда тандем науки и практики. На своих занятиях я всегда делаю отсылку к бизнесу: где и как применяется тот или иной подход, каких результатов добилась организация. В рамках написания кандидатской диссертации моими базовыми произведениями были в основном труды зарубежных авторов: Джеймс Вумек и Дэниел Джонс «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании», Эдвард Деминг «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами», Питер Друкер «Эффективный руководитель». Если есть задача «войти в бережливое производство», то эти произведения обязательны к изучению и однозначно помогут сформировать понимание принципов работы «бережливой организации». Каким должен быть руководитель? Ведь любые изменения в организации зависят от инициативы и поддержки первого лица компании. Зачастую, чтобы добиться других, лучших результатов, нужно изменить свое мышление, свое отношение к окружающим, сотрудникам, коллегам, партнерам. Другими словами, изменить парадигму! Одна из идей, которую можно выделить красной линией, — это не нужно искать виновного, сделай такую систему, чтобы нельзя было допустить ошибку. Бережливое производство — один из подходов к управлению организацией, этот подход обладает отличным инструментарием для повышения операционной эффективности бизнеса. Хочешь повысить результаты своего бизнеса — работай с процессами и людьми.

Не могу не выделить наших отечественных специалистов в области операционной эффективности — Аллу Николаевну Стерлигову и Надежду Станиславовну Давыдову. Рекомендую книгу Аллы Николаевны «Операционный менеджмент». В этой книге последовательно описывается, из чего состоит операционный менеджмент и как благодаря операционному менеджменту компания способна реализовать поставленные цели и достичь намеченных результатов. У Надежды Станиславовны книги наделены философским смыслом. Например, «Бережливое производство как философия жизни». Без спойлеров, просто почитайте.

Также советую прочитать бизнес-роман «Цель: процесс непрерывного улучшения», авторы Элияху Голдратт и Джефф Кокс. Я до сих пор в восторге от этой книги и считаю ее лучшей с точки зрения подачи информации о том, с чем сталкивается убыточный бизнес и какими методами руководитель и его команда могут его спасти. Эта книга — хорошая тренировка для того, чтобы научиться видеть причинно-следственные связи, договариваться, убеждать, мыслить логически, системно, креативно.

Питер Друкер
Питер Друкер
E-xecutive

Произведения, полезные в преподавании

Виктор Кракович

Я преподаю финансы. Финансы — это про человеческие отношения вокруг денег, а отношения вокруг денег — это почва для проявления лучших и худших человеческих качеств. Я позаимствовал эту идею у своего старшего коллеги Анхеля Барахаса, когда мы вместе читали курс. На первой лекции мы рекомендуем студентам несколько фильмов про финансы: «Волк с Уолл-стрит», “Margin Call” (в российском прокате — «Предел риска»), «В погоне за счастьем», «Основатель» — про создателя McDonald’s. Мы не разбираем какие-то конкретные кейсы и приводим эти фильмы для того, чтобы проиллюстрировать, насколько это, вообще говоря, интересный предмет и важная сторона человеческих отношений. И как важно в ней уметь принимать правильные решения. Линейка финансовых дисциплин дает для этого инструменты. Но и сами по себе это всё хорошие фильмы, и я могу рекомендовать их просто как произведения искусства.

Какие-то примеры мы берем из мультиков. Например, фразу Дяди Фёдора из «Простоквашино» «чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное» вспоминаем, когда говорим про финансовый баланс и про двойную запись бухгалтерии. Когда рассказываем первокурсникам, что университет не школа, что теперь они более самостоятельные, приводим цитату из фильма «Человек-паук»: «Чем больше сил, тем больше ответственности».

Год назад я прочитал «Педагогическую поэму» (1933) Антона Макаренко. Там речь идет о достаточно жестких условиях жизни, в бедности и т.п., но за счет дисциплины и видения перспективы, за счет того, что ребятам предлагают идею жизни, к которой они могут прийти в результате, этот педагогический проект удается. Это представление о роли коллектива в обучении, идея становления человека в коллективе, центральные в «Педагогической поэме», очень важны и для Высшей школы экономики. Я работаю в Питере и могу сказать про наш кампус, что мы сильны студенческой самоорганизацией, студенческими клубами, у нас образуется очень много дополнительных связей среди студентов, и таким образом создается сообщество, к которому абитуриенты тоже хотят присоединиться.

Антон Макаренко (справа)
Антон Макаренко (справа)
EdDesign Mag

Сейчас я часто читаю или слушаю дайджесты множества разных книг по саморазвитию. И недавно я слушал книжку “Go-Giver” про то, что чем ты больше отдаешь, тем больше получаешь. Мы привыкли к тому, что отношения должны строиться на паритете: ты мне — я тебе, и мы стремимся к тому, чтобы это было равнозначно. А автор предлагает действовать так, чтобы максимально отдавать другим, не пытаясь ничего уравнять или стремиться к балансу в свою пользу. Ты делишься знаниями, помогаешь другим, а в итоге сам становишься очень успешным человеком. И я вспомнил нескольких своих коллег и друзей, которые действуют подобным образом. Это очень успешные люди, и, судя по ним, действительно всё так и есть. Так что это глубокая мысль.

Ксения Сафронова

Всё, что когда-либо было увидено, прочитано! Я до сих пор стараюсь совершенствоваться. Вдохновляюсь не только произведениями, но и своими коллегами, студентами. Они мотивируют меня искать новые решения и методы преподавания. Digital-среда очень сильно оказывает влияние. Но больше всех оказали влияние мои родители! Мама — руководитель по призванию. Очень талантливая, умная, харизматичная. Папа — стратег (можно не волноваться, цель будет достигнута), аналитик, сильно развита инженерно-техническая мысль, добрый и очень ответственный! Я разбирала их рабочие кейсы и стиль поведения как руководителей, и они нередко выступали героями моих рассказов на дисциплинах. Видимо, это и предопределило мою профессиональную траекторию. Преподавание — та сфера деятельности, которая требует актуальности в науке и практике, высокого уровня самоорганизации, стремления к саморазвитию и, конечно же, творческого подхода.

19 сентября