Художественное произведение
научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов, академический руководитель образовательной программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике», доцент департамента финансов Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента
Если говорить о книге, восприятие которой менялось со временем, то у меня самые большие впечатления от романа «Герой нашего времени» (1840). Помню, когда я впервые читал его в школе, Печорин казался мне таким классным мужчиной, и я хотел быть на него похожим. При следующем прочтении, спустя какое-то время, у меня уже появились сомнения на его счет. А когда я перечитывал книгу уже в относительно взрослом возрасте, где-то к тридцати годам, Печорин мне уже совсем не нравился. Я уже видел эти манипулятивные техники, которые использует Печорин. Чувствуется, что человек он талантливый, но не нашел в себе сил или дисциплины, чтобы эти таланты приложить к хорошему делу, и в результате с точки зрения самореализации он совсем плохо свою жизнь живет. И сейчас этот герой мне уже совсем не нравится, при всем его обаянии, смелости и других положительных чертах.
Есть еще пара книг, которые я люблю. Первая книга — «Похождения бравого солдата Швейка» (1921) Ярослава Гашека. Я знаю, что она нравилась обоим моим дедушкам, которые участвовали в войне, отцу моему нравится и мне тоже. Она такая уютная, — это как тапочки любимые надеть или зайти в какое-то место, где тебе очень хорошо. Хотя там речь идет о войне и, по сути, жуткие события происходят, а описано все в такой манере, что, что бы ни случилось, всё не беда: «похожая история произошла в Будейовицах» — в таком духе. На каждую ситуацию находится какая-то история, и вся книга — это сплошные анекдоты и истории по случаю. Например, про то, как Швейк уже в солдатах где-то добыл коньяк и, пойманный с поличным поручиком, выпил его залпом, выдав за ржавую воду. Или эпизод с пьяным фельдкуратом. Но дело даже не в конкретных анекдотических историях, эта книга хороша своим настроением, в которое очень приятно погружаться, чтобы успокоиться, добавить себе оптимизма. Именно настроение этой книги очень мне нравится.
Вторая книга — это повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (1965). Опять же, как и в «Швейке», тут мне в первую очередь нравится настроение. Там такое атмосферное начало рассказа, когда главный герой останавливается где-то у Бабы-яги и потом встречает в лесу простого приветливого человека, на вид лесника, который на самом деле выдающийся ученый и занимается очень интересным делом. Я ездил прошлым летом в новосибирский Академгородок, и мне показалось, что это место с похожей атмосферой. Там интересный сюжет: в частности, сюжетная линия про неэтичного ученого, который ставит опасные эксперименты и придумывает для них довольно дикие обоснования, и история про перемещение человека во времени в обратную сторону, из будущего в прошлое.
Еще у Стругацких есть идея, которая варьируется в нескольких произведениях, что героизм — это не всегда хорошо, и про геройствующего человека говорится в негативном ключе. В делах, связанных с развитием, например исследованиях или образовании, подвиг или большое дело — это не краткий отчаянный шаг, а длительный дисциплинированный труд. Вот эта мысль мне нравится применительно к организации нашей образовательной деятельности.
Мне нравятся «Одесские рассказы» (1924) Исаака Бабеля. Я люблю необычные фразы, точные и красивые, а эта книга вся из них состоит. Особенно первая половина, она более веселая, дальше там начинаются тяжелые события. Афористичный язык и опять-таки особая атмосфера, одесский колорит — то, чем примечательна эта книга.
Напоследок я хотел бы упомянуть одну детскую книжку. Помните Крошку Енота, который испугался своего отражения в пруду и стал корчить ему рожи? А отражение начало корчить рожи в ответ, и тогда он испугался еще больше. И как мама научила его улыбнуться отражению, и отражение улыбнулось в ответ, и всем стало хорошо и радостно. Я в детстве просил родителей много раз перечитывать мне эту концовку, потому что мне нравилось это соображение, что если ты к людям относишься доброжелательно, то и они к тебе доброжелательно, и атмосфера будет доброжелательная. И до сих пор, даже когда ситуация конфликтная, я стараюсь к этому стремиться.
доцент кафедры общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента нижегородского кампуса НИУ ВШЭ
Выделить одно произведение сложно. Это всегда совокупность. Каждая книга, фильм, песня, стихи, картина оставляют свой отпечаток. Если произведение понравилось, я живу в нем: например, думаю, когда читаю, проигрываю персонажей, иногда фантазия уводит дальше написанного, осмысливаю потом, что прочитала. Мне нравятся эти ощущения: новых событий и интересных собеседников. Я либо одна из них, либо безмолвный наблюдатель.
Выделить сложно, но мыслями я всегда возвращаюсь к повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943). Какие события побудили меня ее прочитать — не помню. Часто встречала в Сети фразы из повести, ставшие афоризмами. Стало интересно, что в этом произведении такого, а потом заинтересовал и сам создатель. Всегда интересно узнать, как написано это произведение, какая у него история создания, какие события окружали автора.
Люблю стихи Роберта Рождественского. Они всегда наполнены любовью, теплотой. Очень трепетные и ранимые. Читаешь их и чувствуешь, пропускаешь через себя.
По моему мнению, некоторые произведения школьной программы следует читать в более старшем возрасте. Не все могут оценить истинный смысл, который автор закладывал, и, как сам читатель относится к этому произведению, тоже сложно описать, сложно понять и передать свои чувства. Меня захватил четырехтомник Льва Толстого «Война и мир» (1867), но очень тяжело шел роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Только по прошествии нескольких лет я начала думать, что стоит его перечитать и составить свое новое впечатление. Мой список «к прочтению» очень обширный, надеюсь, у меня получится «остановиться, сесть и почитать в удовольствие». Я считаю, что нужно быть готовым эмоционально и ментально к любому произведению. Почему песни нам «западают» и мы их готовы слушать и переслушивать? Потому, что находим в них то, что соответствует нашему состоянию. Не стоит читать роман Габриэля Гарсиа Маркеса «100 лет одиночества» (1967) в хорошем расположении духа — можно поникнуть. И так с любым произведением!
Ровно шесть лет назад я посетила выставку «Волшебный свет Ивана Шультце». Дважды! Картины невероятные! Пейзажи написаны с реалистичностью и четкостью фотографии, а при приближении видишь, как на холст нанесены масляные краски крупными мазками. Безупречная техника показывает не только то, как талантлив художник, но и какая за этим талантом стоит кропотливая работа! Сколько усердия, внимания и терпения это потребовало! Поэтому, хочешь получить уникальный, лучший результат, работай над собой!
Моя общая рекомендация: читайте, смотрите интересные фильмы, ходите на выставки и, главное, найдите того, с кем их можно обсуждать!
Академическое произведение
Виктор Кракович
Есть такая книжка “Causal Inference: The Mixtape” Скотта Каннингема, она доступна онлайн. Это учебник по эконометрике, его многие знают. В ковидные времена он проводил для нашей лаборатории онлайн-занятия по эконометрике. Это такой человек Ренессанса, который, помимо математики, вычислений и работы с данными, еще много тем обдумывает. И в ходе занятий он для иллюстрации своих мыслей приводит примеры из художественной литературы. Например, цитируя начало романа «Анна Каренина» Льва Толстого про то, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастлива по-своему, он проводит аналогию с правильно и неправильно организованным процессом работы с данными, говоря, что люди, умело выстраивающие свою работу, действуют примерно одинаково, а проблем и вариантов хаоса — бесконечное множество.
В этом же стиле пишет Даниэль Арчибуджи, итальянский автор, тоже в области менеджмента. Я знакомился с его работами, когда писал диссертацию. Его интересно читать, и видно, что человек, помимо своего основного направления, интересуется искусством, литературой. И это прямо создает какой-то дополнительный объем предмету, о котором идет речь.
Еще одна книга, которую хочется упомянуть, — это «Игра в бисер» (1943) Германа Гессе. Там хорошо показана эстетика академии. И там проводится такая мысль, что если очень долго остаешься учеником, то потом в какой-то момент происходит плавный, естественный переход к роли учителя. Мне очень понравилась эта идея органического развития в академии и в работе со знанием, и захотелось так же.
Ксения Сафронова
Для меня преподавание — это всегда тандем науки и практики. На своих занятиях я всегда делаю отсылку к бизнесу: где и как применяется тот или иной подход, каких результатов добилась организация. В рамках написания кандидатской диссертации моими базовыми произведениями были в основном труды зарубежных авторов: Джеймс Вумек и Дэниел Джонс «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании», Эдвард Деминг «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами», Питер Друкер «Эффективный руководитель». Если есть задача «войти в бережливое производство», то эти произведения обязательны к изучению и однозначно помогут сформировать понимание принципов работы «бережливой организации». Каким должен быть руководитель? Ведь любые изменения в организации зависят от инициативы и поддержки первого лица компании. Зачастую, чтобы добиться других, лучших результатов, нужно изменить свое мышление, свое отношение к окружающим, сотрудникам, коллегам, партнерам. Другими словами, изменить парадигму! Одна из идей, которую можно выделить красной линией, — это не нужно искать виновного, сделай такую систему, чтобы нельзя было допустить ошибку. Бережливое производство — один из подходов к управлению организацией, этот подход обладает отличным инструментарием для повышения операционной эффективности бизнеса. Хочешь повысить результаты своего бизнеса — работай с процессами и людьми.
Не могу не выделить наших отечественных специалистов в области операционной эффективности — Аллу Николаевну Стерлигову и Надежду Станиславовну Давыдову. Рекомендую книгу Аллы Николаевны «Операционный менеджмент». В этой книге последовательно описывается, из чего состоит операционный менеджмент и как благодаря операционному менеджменту компания способна реализовать поставленные цели и достичь намеченных результатов. У Надежды Станиславовны книги наделены философским смыслом. Например, «Бережливое производство как философия жизни». Без спойлеров, просто почитайте.
Также советую прочитать бизнес-роман «Цель: процесс непрерывного улучшения», авторы Элияху Голдратт и Джефф Кокс. Я до сих пор в восторге от этой книги и считаю ее лучшей с точки зрения подачи информации о том, с чем сталкивается убыточный бизнес и какими методами руководитель и его команда могут его спасти. Эта книга — хорошая тренировка для того, чтобы научиться видеть причинно-следственные связи, договариваться, убеждать, мыслить логически, системно, креативно.
Произведения, полезные в преподавании
Виктор Кракович
Я преподаю финансы. Финансы — это про человеческие отношения вокруг денег, а отношения вокруг денег — это почва для проявления лучших и худших человеческих качеств. Я позаимствовал эту идею у своего старшего коллеги Анхеля Барахаса, когда мы вместе читали курс. На первой лекции мы рекомендуем студентам несколько фильмов про финансы: «Волк с Уолл-стрит», “Margin Call” (в российском прокате — «Предел риска»), «В погоне за счастьем», «Основатель» — про создателя McDonald’s. Мы не разбираем какие-то конкретные кейсы и приводим эти фильмы для того, чтобы проиллюстрировать, насколько это, вообще говоря, интересный предмет и важная сторона человеческих отношений. И как важно в ней уметь принимать правильные решения. Линейка финансовых дисциплин дает для этого инструменты. Но и сами по себе это всё хорошие фильмы, и я могу рекомендовать их просто как произведения искусства.
Какие-то примеры мы берем из мультиков. Например, фразу Дяди Фёдора из «Простоквашино» «чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное» вспоминаем, когда говорим про финансовый баланс и про двойную запись бухгалтерии. Когда рассказываем первокурсникам, что университет не школа, что теперь они более самостоятельные, приводим цитату из фильма «Человек-паук»: «Чем больше сил, тем больше ответственности».
Год назад я прочитал «Педагогическую поэму» (1933) Антона Макаренко. Там речь идет о достаточно жестких условиях жизни, в бедности и т.п., но за счет дисциплины и видения перспективы, за счет того, что ребятам предлагают идею жизни, к которой они могут прийти в результате, этот педагогический проект удается. Это представление о роли коллектива в обучении, идея становления человека в коллективе, центральные в «Педагогической поэме», очень важны и для Высшей школы экономики. Я работаю в Питере и могу сказать про наш кампус, что мы сильны студенческой самоорганизацией, студенческими клубами, у нас образуется очень много дополнительных связей среди студентов, и таким образом создается сообщество, к которому абитуриенты тоже хотят присоединиться.
Сейчас я часто читаю или слушаю дайджесты множества разных книг по саморазвитию. И недавно я слушал книжку “Go-Giver” про то, что чем ты больше отдаешь, тем больше получаешь. Мы привыкли к тому, что отношения должны строиться на паритете: ты мне — я тебе, и мы стремимся к тому, чтобы это было равнозначно. А автор предлагает действовать так, чтобы максимально отдавать другим, не пытаясь ничего уравнять или стремиться к балансу в свою пользу. Ты делишься знаниями, помогаешь другим, а в итоге сам становишься очень успешным человеком. И я вспомнил нескольких своих коллег и друзей, которые действуют подобным образом. Это очень успешные люди, и, судя по ним, действительно всё так и есть. Так что это глубокая мысль.
Ксения Сафронова
Всё, что когда-либо было увидено, прочитано! Я до сих пор стараюсь совершенствоваться. Вдохновляюсь не только произведениями, но и своими коллегами, студентами. Они мотивируют меня искать новые решения и методы преподавания. Digital-среда очень сильно оказывает влияние. Но больше всех оказали влияние мои родители! Мама — руководитель по призванию. Очень талантливая, умная, харизматичная. Папа — стратег (можно не волноваться, цель будет достигнута), аналитик, сильно развита инженерно-техническая мысль, добрый и очень ответственный! Я разбирала их рабочие кейсы и стиль поведения как руководителей, и они нередко выступали героями моих рассказов на дисциплинах. Видимо, это и предопределило мою профессиональную траекторию. Преподавание — та сфера деятельности, которая требует актуальности в науке и практике, высокого уровня самоорганизации, стремления к саморазвитию и, конечно же, творческого подхода.