• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Островский и «Звездные войны», братья Стругацкие и Паоло Соррентино, Джон Стейнбек и «Черное зеркало»

Учёные и преподаватели Вышки об интересных и полезных книгах и фильмах

Джон Стейнбек / Звездные войны / Дзен для писателей / Etsy Mexico

Художественное произведение

академический руководитель ОП «Юриспруденция» (НИУ ВШЭ — Нижний Новгород), доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса

Выбрать одно художественное произведение и назвать его любимым всегда было непосильной задачей для меня. Мы ежедневно сталкиваемся с большим количеством информации в различной ее форме, которая так или иначе влияет на наше восприятие мира. Не ставя перед собой задачу определить «любимое» и «единственное» предпочтение в обозначенной сфере, я хотела бы поделиться двумя работами, которые оставили след в моей душе в последнее время.

В апреле 2023 года я по воле случая оказалась на спектакле «Банкрот» в Театре «На Литейном» в Санкт-Петербурге. В основу спектакля легла пьеса Александра Островского «Свои люди — сочтемся» (1850), которая на первый взгляд кажется достаточно незамысловатой. Однако, углубляясь в нее, осознаешь, что она затрагивает очень важные для каждого человека аспекты — семью и ценность взаимоотношений между близкими родственниками. При просмотре этого спектакля я еще раз убедилась: хочешь, чтобы твои дети выросли достойными и порядочными людьми, не воспитывай их — воспитывай себя. Циничность и пренебрежение интересами окружающих приведет лишь к тому, что такое поведение в семье будет рассматриваться как норма и обязательно когда-нибудь повторится. Но пострадает от этого уже первоисточник. И вроде бы эти выводы давно и всем известны, но, когда еще и еще раз видишь их воплощение в спектакле (а часто и в жизни), понимаешь, насколько они актуальны. Я не осталась равнодушной, хотя больших ожиданий от спектакля не было.

И второй спектакль, который очень меня удивил, я посмотрела в мае 2023 года в Театре юного зрителя в Нижнем Новгороде. Спектакль «Сотворившая чудо», поставленный по одноименной пьесе драматурга Уильяма Гибсона, основан на автобиографии слепоглухонемой американки Хелен Келлер. Это реальная история о том, как в отсутствие практически любых знаний об обучении слепоглухонемых людей самоотверженная учительница Энн Салливан пытается интегрировать в жизнь маленькую девочку, которой никто не мог помочь. И в итоге все получается. Спектакль о силе духа двух людей — учителя и ученика, которые пребывают в полной неизвестности, о том, что никогда не стоит сдаваться, даже если кажется, что выхода совсем нет. Когда смотришь на Хелен Келлер и Энн Салливан, понимаешь, какими же незначительными являются многие из наших бытовых трудностей.

Я искренне советую прочитать эти две пьесы, а если будет возможность, то и посмотреть спектакли. Спектакль «Банкрот», правда, в Театре «На Литейном» больше не идет, но если будет возможность посетить прекрасный Нижний Новгород, то рекомендованное произведение точно сможет скрасить один из ваших вечеров в этом городе.

Пьеса Александра Островского «Свои люди — сочтемся» на сцене Малого театра
Пьеса Александра Островского «Свои люди — сочтемся» на сцене Малого театра
Малый театр

старший преподаватель департамента политологии и международных отношений Санкт-Петербургской школы социальных наук

Фильмов, которые я мог бы назвать любимыми, достаточно много. В частности, к таковым можно отнести почти все фильмы Кристофера Нолана. Но если выбирать одно произведение, которое сопровождает меня практически всю жизнь, то это «Звездные войны». С первыми фильмами, снятыми еще в 1970-х и 1980-х, я познакомился в раннем детстве — на кассете с одноголосым переводом. Трудно сказать сейчас, почему эта вселенная произвела на меня такое большое впечатление. Возможно, дело в фантастических на тот момент спецэффектах или общей необычности происходящего на экране. Думаю, что и простая мораль о неизбежной победе героев над злодеями была для меня тогда важна. Уже в школе я с нетерпением ждал выхода новых эпизодов (1999–2005), где классическая «волшебная сказка» в космическом сеттинге обросла подробностями о политической жизни вселенной «Звездных войн». Многим эти подробности показались очень скучными. Для меня же, напротив, это стало наиболее интересным. Как была образована галактическая республика и что привело к ее падению? Насколько реалистично на экране показаны политические процессы? Полагаю, что поиск ответов на похожие вопросы отчасти и привел меня в политическую науку. Несколько лет назад политология «Звездных войн» стала для меня своеобразным хобби: я проводил на эту тему открытые лекции и публиковал эссе, иллюстрируя политологические теории событиями из фильмов. Получается, что из детской сказки о добре и зле «Звездные войны» превратились в полезный дидактический материал из области сравнительной политики.

Сейчас вселенная «Звездных войн» активно развивается. К сожалению, далеко не все новые проекты производят такое же впечатление, как в детстве. Но если позволяет время, я стараюсь следить за новинками, и некоторые по-прежнему радуют, открывая новые грани мира политики и дипломатии в далекой-далекой Галактике. Интересно наблюдать за тем, как контрастность героев и злодеев из ранних фильмов сменяется сложным переплетением «сторон Силы» и внутренних конфликтов персонажей, а также за тем, как авторы переосмысляют современные нам тренды в сеттинге «Звездных войн».

Наверное, найдется мало людей, кто ни разу не слышал о «Звездных войнах». Но если такие есть, я бы, конечно, рекомендовал познакомиться с кино, особенно с ранними фильмами. Это важная часть массовой культуры. Чем больше ты погружаешься, тем больше замечаешь отсылок к важным общественным событиям и другим художественным произведениям. Тем, кто интересуется политикой, думаю, просмотр также будет полезен, особенно второй трилогии.

Drew Struzan

преподаватель департамента финансов Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента

Одно из моих любимых литературных произведений — «Отель “У погибшего альпиниста”» (1970) братьев Стругацких. Узнал о книге случайно, посмотрев кусочек советской экранизации, снятой Таллинской киностудией (заслуживает отдельного внимания как пример советского, но не российского кино).

В книге рассматривается проблема первого контакта с внеземными цивилизациями (как во многих произведениях Стругацких), но мне нравится не это (я не большой любитель фантастики). На мой взгляд, это одно из самых вкусных произведений с точки зрения передачи атмосферы момента с помощью текста. Действие происходит в старом отеле в горах, и чтение полностью погружает в этот антураж с камином, горячим портвейном, запахом морозного утра и т.д. Идеально для людей с развитым воображением.

Кроме этого, концовку книги при определенной фантазии можно считать открытой и придумать несколько объяснений происходящему, альтернативных объяснению Стругацких.

Это отличная книга для книжного клуба: интересное обсуждение гарантировано.

Один из моих любимых фильмов — «Великая красота» (2013) Паоло Соррентино. В этом фильме прекрасно все: от сюжета (которого по факту нет) до картинки (виды залитых солнцем улиц Рима, море, люди — на мой взгляд, в принципе один из самых визуально красивых фильмов).

С одной стороны, просмотр просто оставляет приятное послевкусие, с другой стороны, вопросы, которые поднимаются в фильме, остаются в голове очень надолго.

Фильм помогает правильно настроиться на восприятие элементов красоты окружающего нас мира, которые обычно мы просто не замечаем.

Советую к просмотру всем (нет гарантии, что фильм понравится, но точно не оставит равнодушным)!

СТ-Диалог

доцент Института классического Востока и античности факультета гуманитарных наук, академический руководитель образовательной программы «Классический и современный Восток: языки, культуры, религии»

Джон Стейнбек «Гроздья гнева» (1939). О Стейнбеке я узнал случайно — из дополнительного списка для чтения к факультативной школьной дисциплине без названия. Наша классная руководительница вела курс, на котором мы читали произведения зарубежной литературы, не вошедшие в школьную программу. Как я теперь понимаю, это была исключительно ее инициатива — оценок нам не ставили, ну и, разумеется, труд этот не оплачивался. Для полноты картины: речь идет об обычной калужской школе в первой половине нулевых.

Не помню уж, каким образом я дошел до буквы «С» в списке, но твердо решил, что нужно прочесть именно этого автора. Районная библиотека выбора не оставила — там были только «Гроздья гнева». Разумеется, я мало что знал об Америке 1930-х (за исключением чеканных фраз из учебника истории вроде «Великая депрессия» и «Новый курс Рузвельта» и окружавших их параграфов) и заботах тамошних фермеров, но зато живо представлял себе проблемы современной сельской жизни средней полосы. Дело вряд ли было в этом: я до сих пор не очень понимаю, что меня так привлекло в романе, но я погрузился в чтение и очнулся только в конце романа. Возможно, дело было в завуалированных религиозных аллюзиях (тогда я об этом и не подозревал) или в подкупающем реализме изложения на фоне остальной школьной и внеклассной программы чтения, — это лишь ретроспективно сформулированные предположения. Но вряд ли кого-то могут оставить равнодушными транслируемые Стейнбеком ценности, о которых ни в коем случае не нужно забывать даже в самые темные часы, — важность каждой человеческой жизни, взаимовыручка и забота о ближнем.

Джон Стейнбек
Джон Стейнбек
Ревизор.ру

Академическое произведение

Юрий Кабанов

Мои исследования посвящены тому, как современные технологии и медиа влияют на общество и политику. Важным произведением в этой связи я бы назвал «Черное зеркало». Этот сериал предлагает поразмышлять о влиянии на нас различных технологий — от рейтинговых систем до искусственного интеллекта и дополненной реальности. С каждым годом описанные там сюжеты, как и технологии, кажутся все менее фантастическими. При этом я бы не сказал, что сериал критикует прогресс, скорее современное общество и его отношение к новым технологиям. Под их влиянием мы начинаем играть по новым правилам. Один из возможных исходов подобных игр и показывает сериал. Например, что будет, если мы начнем ставить друг другу «лайки» и оценки в реальной жизни, — как быстро это превратится в самоцель для одних и источник дискриминации для других? Как изменяются наши межличностные отношения в виртуальной реальности? Как современные медиа определяют наше поведение и отношение к различным событиям?

Для меня как политического исследователя интернета сериал «Черное зеркало» — это способ критически взглянуть на взаимодействия человека и технологий, своеобразная прививка от «технологического оптимизма». Новые технологии далеко не всегда решают проблемы в обществе, напротив, могут усилить имеющиеся противоречия. Как раз на решение этих противоречий, на мой взгляд, и должен быть направлен социальный и политический анализ интернета. Таким образом, сериал довольно органично вписывается в исследования информационного общества, облекая их в интересную визуальную форму.

Стоит отметить, что сериал мне нравится и с художественной точки зрения. Почти каждая серия предлагает и свой сюжет, и свой жанр — от драмы и боевика до комедии и детектива. Довольно часто радуют неожиданные финалы, которые заставляют по-новому взглянуть на только что просмотренную серию.

biblio.co.nz

Максим Алонцев

Аннемари Шиммель «Мир исламского мистицизма» (1975). В оригинале эта книга называется “Mystical Dimensions of Islam”, однако для данной истории ее название в русском переводе кажется еще более подходящим. Дело в том, что именно монография Шиммель открыла для меня целый мир, который стал объектом моей профессиональной деятельности. Несмотря на то что с момента выхода книги прошло уже почти 50 лет и наука с тех пор смотрит на затрагиваемые сюжеты несколько иначе, «Мир исламского мистицизма» продолжает поражать несколькими вещами. Во-первых, небывалой широтой мысли и эрудиции автора: Шиммель с одинаковым профессионализмом пишет и про арабского аскета VIII века, и про турецкую пьесу ХХ века, украшая это цитатами из Гёте и Майстера Экхарта. Во-вторых, невероятной глубиной погружения в проблему, часто недоступной нынешним исследователям. Наконец, книга излучает любовь автора к изучаемым сюжетам: она буквально живет в одном мире с Баязидом Бистами и Юнусом Эмре и говорит с ними на одном языке.

Эдвард Саид «Ориентализм» (1978). Жизнь любого современного востоковеда делится на два периода: до знакомства с «Ориентализмом» и после. Саида можно восхвалять или презирать, воспринимать как провидца или считать ложным мессией — это лишь часть огромной гаммы эмоций представителей востоковедного сообщества. Равнодушным никто не остался, а все эти эмоции отражают колоссальное значение «Ориентализма» для развития востоковедения в последней четверти ХХ и в XXI веке. Предлагая новую рамку рассуждений о прошлом и будущем востоковедной науки и о характере отношений «Запада» к «Востоку», равно как и о природе самих этих категорий, Саид спровоцировал многих востоковедов к рефлексии, (пере-)осмыслению своей профессиональной деятельности и ее назначения, что и стало поводом для непрекращающихся по сей день дискуссий. Попросту говоря, «Ориентализм» заставил многих востоковедов посмотреть в зеркало, и это действие вызвало самые разные реакции.

Маршалл Ходжсон (Marshall Hodgson) “The Venture of Islam” (1974). Чрезвычайно дискуссионный трехтомный труд, который изменил представления об истории исламских обществ. Ходжсон описывает события, начиная с возникновения ислама, не в контексте сменяющих друг друга локализованных династий, существование которых детерминировано рядом обстоятельств, но делает историю исламской цивилизации частью мировой истории. Он выстраивает континуальность там, где до этого виделась лишь прерывистость. Один за другим он чеканит термины, которые и по сей день используются и обсуждаются. Ходжсон не только рассуждает об экономической и политической истории, но и уделяет большое внимание религиозным измерениям жизни обитателей этих земель. Последнее обстоятельство, кажется, имело лично для него исключительную важность. Сам Ходжсон был квакером, а книге предписан эпиграф из квакерского проповедника Джона Вулмана: «Разум того, кто считает людей иными, чем братьями, и полагает, что блага земные ниспосланы лишь одной нации и обошли стороной других, очевидно погружен во тьму».

Малкольм Гладуэлл
Малкольм Гладуэлл
moneytimes.ru

Произведения, полезные в преподавании

Владислав Афанасьев

Одна из моих настольных книг — это «Метод McKinsey» (2004) Итана Расиела.

Вследствие того что книга написана специалистом из мира консалтинга для консультантов, кажется, что она не совсем для преподавателей. Это правда: основная ценность книги — в развитии структурного мышления, прокачивании основных навыков, необходимых бизнес-аналитикам и консультантам. Однако, так как это именно те навыки, которые преподаватели развивают в студентах, крайне важно их развивать и в себе.

Книга — больше чем просто учебник по теории консалтинга. Тезисы из нее применимы почти в любом деле, в том числе и в преподавании.

«Гении и аутсайдеры» (2008) Малкольма Гладуэлла. В этой книге ставится вопрос о том, от чего зависит успех человека в каком-либо деле — от случайных факторов или тяжелого труда. Однозначного ответа книга не дает, но кажется, что и от того, и от другого.

Книга хорошо иллюстрирует важность университетского образования: для того чтобы стать успешным в своем деле, нужно потратить на него не менее 10 тысяч часов плюс немного удачи. В этом смысле образование — это институт, который заставит тебя потратить эти 10 тысяч часов, с одной стороны, а с другой стороны, повысит твои шансы на то, чтобы завести удачное знакомство с будущим партнером по бизнесу, оказаться на мероприятии, где тебя заметит работодатель, и т.д.

При случае стараюсь посоветовать студентам почитать эту книгу, особенно если студенты сомневаются, нужно ли им образование.

9 октября