В сентябре к работе в подразделениях четырех кампусов НИУ ВШЭ присоединились 55 российских постдоков. Коллеги приехали из самых разных городов России, Германии, Италии, Индии, Норвегии и США для участия в научных проектах 47 команд Вышки. Исследовательская повестка принимающих коллективов многогранна — от тональных тенденций публикаций в глобальном информационном онлайн-пространстве до правовых механизмов преодоления неравенства.
В этом году программа принимает седьмой набор участников. Ее цели — укрепление практики интеллектуального обмена между университетами и содействие развитию национального академического рынка в России. Среди изменений, произошедших в 2024 году, стоит отметить прием на программу иностранных граждан, получивших ученую степень в России. Так, к работе в проекте Международного центра анализа и выбора решений присоединился исследователь из Польши Пшемыслав Маркевич. Он рассказал о своей необычной академической траектории, специфике профессионального сообщества инженеров, разработках математических методов поиска рациональных решений, и отношении к преподаванию.
— С чего начиналась и как складывалась ваша академическая карьера?
— Честно говоря, на фоне динамично развивающихся интереснейших научных задач, которые стоят перед технической и аналитической наукой в последнее время, редко успеваешь задуматься о том, как же все начиналось. А вопрос, на самом деле, очень интересный. Думаю, что началом моего пути к академической карьере стали времена старшей школы и первые шаги по изучению объектов реального мира, которые используются людьми в повседневной жизни. Как ни удивительно, но с каждой следующей ступенью образования расширялось не только знание, но и область интереса, разрасталась эмпирическая база. То есть вопросов становилось только больше, а ответы находились все сложнее. Так я пришел к выводу, что если пытаться не просто познакомиться с окружающим миром, а проникнуть в суть вещей и, возможно, даже улучшить их, то следует их не только изучать, но и исследовать. Поэтому, имея уже за плечами багаж инженерных навыков и первые скромные магистерские наработки в технической сфере, я понял, что останавливаться на достигнутом — значит не сказать свое слово и не увидеть самого интересного, что еще скрывалось за ширмой «вселенной». Так я оказался в аспирантуре, где стал глубже, шире и напористей исследовать летную эффективность магистральных самолетов. Этот опыт, предмет которого на первый взгляд кажется столь специфичным и сугубо техническим, в реальности открыл мне еще одну заветную дверь на академическом пути — бескрайнюю увлекательную отрасль исследования операций и теории принятия решений. Самолет как сложная динамическая система является отличной эмпирической почвой для тренировки исследования операций, а его полет — для выработки рациональных решений. Собственно, эта «дверь» на данный момент стала счастливым пропуском на новый уровень науки в команде лидеров направления — ученых МЦАВР НИУ ВШЭ под руководством профессора Фуада Алескерова.
Думаю, очень важно отметить, что этот большой путь был бы невозможен без искреннего вклада, помощи и наставлений моих научных руководителей, настоящих приверженцев науки — профессоров В.С. Брусова, С.А. Пиявского, Г.Е. Масленниковой, которые неустанно и всегда щедро делились своими знаниями и опытом, прививая интерес и любовь к нашему общему делу на благо людей. Возвращаясь к вашему вопросу, отмечу, что встреча с такими научными руководителями является важнейшим элементом становления академического пути любого ученого.
— Какими примечательными особенностями обладали университеты и научные коллективы, в которых вам приходилось учиться и работать?
— Мне повезло приобретать знания не просто в двух ведущих технических университетах, но в двух самобытных традициях и самостоятельных научных школах — в Польше и России. Поэтому была уникальная возможность увидеть сходства и различия, понять уникальность каждого подхода, произвести обмен опытом, причем везде ярко светила единая путеводная звезда — принцип науки. Она обеспечивала позитив и стремление слаженно работать на пользу человеку и обществу. Степень бакалавра я получил во Вроцлавском политехническом университете на механико-энергетическом факультете, где приходилось вникать в решение достаточно большого круга задач, начиная с общеинженерных дисциплин (математический анализ, механика, электротехника), продолжая специализированными энергетическими дисциплинами (термодинамика, теплообмен), проблемами машиностроения и заканчивая углубленным изучением вопросов авиастроения, сложность и своеобразная романтика которого не оставили меня равнодушным. Истории современного Вроцлавского политехнического университета меньше ста лет, однако в его стенах за это время успел накопиться богатый опыт решения важнейших для региона (Силезии) технических задач. В первую очередь университет готовил кадры и проводил исследования для нужд добывающей, химической, машиностроительной и строительной отраслей. Политехнический университет стал ведущим местом теоретических исследований, в том числе, например, продолжателем работ Львовской математической школы под руководством великого ученого Гуго Штейнгауза. Начать постижение технических наук в таком месте — это не только вдохновение, но и увесистый багаж реальных опытных знаний.
Вместе с тем выбор университета для продолжения изучения вопросов авиастроения в магистратуре был очевидным — Московский авиационный институт. МАИ как один из мировых лидеров в области авиационных исследований стал надежной и продвинутой базой для существенного углубления знаний и опыта в области динамики полета. Благодаря приглашению по замечательной специальной программе Россотрудничества мне посчастливилось стать частью этого научно-технического сообщества и при содействии виртуозных преподавателей открыть новые направления для дальнейших исследований. Исключительной особенностью МАИ я бы назвал то, что большинство членов его академического сообщества имели прямой или косвенный опыт создания уникальной авиационной техники.
В МАИ я учился и готовил диссертацию на кафедре И.В. Остославского — основоположника российской динамики полета. Кафедра динамики и управления полетом первой рассматривала нетривиальные задачи мирового уровня, первой в авиационной отрасли применяла ЭВМ в исследовательской деятельности, а также готовила высококвалифицированные кадры. Как раз на этой кафедре у меня зародился интерес к проблемам принятия решений в условиях неопределенности. Мои научные руководители когда-то участвовали в создании космических спутников, самолетов различных категорий (от легких до тяжелых, как Ан-124), а также на протяжении десятков лет исследовали и «учили летать» эти машины прямо на бортах в полете. Захватывающие истории о сложнейших и, кажется, безвыходных ситуациях, которые возникают в процессе эксплуатации таких машин, лучше всего подстегивают интерес к научному поиску оптимальных решений.
— В чем специфика вашего профессионального сообщества — особенности построения карьеры, критерии успеха, академические стандарты?
— В первую очередь я инженер со всеми вытекающими последствиями. На мой взгляд, инженер занимает специфическое место как бы посередине между теоретиками и практиками. Теоретик работает с абстрактными объектами путем обобщения, синтеза и анализа, а практик — с физическими объектами и их реальными свойствами. Цель же инженера — наладить связь мыслей и обмен идеями между теоретиком и практиком, учитывая собственные цели обоих. Как результат, инженер должен не только досконально знать физический объект с его свойствами и характеристиками, но также уметь представлять его абстрагированно. Мы делаем это с помощью технического чертежа, начертательной геометрии и математических методов моделирования и формирования суждений.
Многогранность интересов и междисциплинарная подготовка инженера позволяют плавно перемещаться по академическим траекториям, при необходимости меняя род занятий или даже профессию. В моем опыте встречались инженеры-машиностроители, которые реализовали себя в качестве профессиональных врачей, экономистов, лингвистов и даже режиссеров, поэтов. Что интересно, обратный карьерный переход мне не встречался.
На вопрос, как стать настоящим инженером, один из моих преподавателей отвечал: «Если ты настоящий инженер, ты всегда, в любых условиях должен справиться с проблемой». Таким образом, критерий успеха инженера видится прежде всего в способности найти действенный подход к любой ситуации, временами не просто нестандартной, но критической (хорошо если не катастрофической).
— Расскажите о ваших исследованиях. К какому проекту вы примкнули в НИУ ВШЭ? Какие цели перед собой ставите?
— В деятельности человека часто встречается проблема выбора решения в условиях множественности целей. Особенно глобально и остро эта проблема встала с шагом человечества в новую эру технологий и социальной структуры общества, когда появились беспрецедентные способы и скорости обмена благами, включая информацию. Под множественностью целей понимается, что их как минимум больше, чем одна. Одна цель подразумевает, что искомое решение можно найти путем оптимизации. В условиях множественности целей решение может быть лишь рациональным. Результат поиска рационального решения во многом зависит от исследователя, его методологического инструментария, опыта, профессионализма. Я занимаюсь разработкой математических методов поиска рациональных решений, их совершенствованием и популяризацией.
Одной из самых авторитетных научных школ по данному направлению является Международный центр анализа и выбора решений НИУ ВШЭ под руководством доктора технических наук, профессора Ф.Т. Алескерова. Я безмерно рад и благодарен возможности стать участником проекта «Модели анализа данных и принятие решений в социально-экономической сфере» под руководством Фуада Тагиевича. Мы хотим попытаться усовершенствовать некоторые методы многокритериального анализа и выработки решений в условиях неопределенности, которая, как мало где еще, характерна для социально-экономических процессов.
— Расскажите о вашем отношении к преподаванию, поделитесь преподавательским опытом.
— Преподаватель университета — это одна из важнейших миссий вот уже не одну сотню лет. Я считаю, что это совершенно особая работа, в ходе которой профессионал должен буквально создать нового профессионала по принципу преемственности. В этом процессе можно выделить несколько ключевых факторов: отношение ученика к предмету, отношение ученика к преподавателю и отношение ученика к профессии. Преподаватель напрямую имеет возможность оказывать влияние в первых двух отношениях. Отношение к предмету преподаватель формирует при помощи своих знаний, опыта, профессионализма — посредством работы со студентом во время занятий и посредством его сопровождения в самостоятельной работе над предметной областью. Отношение к преподавателю зависит в первую очередь от личности преподавателя, уровня не только профессионализма, но и так называемых soft skills, а также его собственного отношения к предмету, студенту и профессии. Энтузиазм, передаваемый от преподавателя к студенту, является основным фактором формирования будущего профессионала, включая грани его дальнейшего отношения к профессии. Успешным процесс преподавания можно считать лишь в том случае, если все эти отношения складываются у студента положительно.
В моем опыте преподавания дисциплин, связанных с динамикой полета и системным анализом, я делал большой упор на подготовку студента к решению сложных задач, которые позволят ему приобрести навык самостоятельного креативного мышления и в итоге стать профессионалом. Для этого я старался создать условия, в которых студенты могли бы усваивать понятия (а не формально заучивать их). Именно усвоение, то есть перевод знаний в навыки, в результате чего студент умеет не только оперировать словесной оболочкой мыслей, но и применять знания на практике, кажется мне залогом успеха как самого ученика, так и его учителя.