Приобретение опыта проектной деятельности — один из важных фокусов работы с коллегами в рамках программ кадровых резервов Вышки.
В прошедшем сезоне идеи воплощались в жизнь не только через сотрудничество между дисциплинами, кампусами и поколениями, но и через совместную работу академиков и администраторов. Это был путь длиною в год. На старте участники программ — академики и администраторы — представили свои замыслы по развитию университета на первом объединяющем «Интеграторе» еще весной 2024 года. В рамках этой встречи были сформированы команды для дальнейшей работы. Затем на выездном семинаре в «Вороново» созданные коллективы погрузились в основы проектного менеджмента, получили обратную связь и рекомендации от наставников, позволившие в дальнейшем качественно продвинуться в реализации собственных начинаний. И, наконец, 14 мая 2025 года были подведены итоги: команды презентовали свои результаты коллегам и экспертам. Что получилось на практике? Какие барьеры преодолели команды? Какие уроки извлекли? В этом материале некоторые участники делятся своими живыми историями и рефлексией о совместной работе над проектами в Вышке.
Подкаст «Полевой дневник»
Руководитель проекта — Наталья Соловьева
Подкаст «Полевой дневник» был запущен социологами, сотрудниками Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ, и коллегами из академического кадрового резерва как площадка для обмена полевым опытом и совместного размышления над спецификой полевой работы. Не секрет, что в поля едут многие: социологи, антропологи, филологи, даже политологи, — и каждому приходится вырабатывать собственные методы полевой работы в зависимости от особенностей своей науки, задачи и материала. Приходится констатировать, что современная полевая наука достаточно дезинтегрирована, и зачастую коллеги из разных научных сфер плохо знают или не знают вовсе, что делается в соседнем департаменте или лаборатории. Основной целью подкаста стало объединение полевых исследований и исследователей, создание универсальной площадки для общения коллег-полевиков и знакомство с работами и полями друг друга.
Мы хотели собрать множество разных историй, полевых баек, рефлексии над полевым опытом, чтобы вместе с гостями подумать и найти ответы на следующие вопросы: возможно ли выработать некоторые общие принципы полевой работы? может ли поле быть не травматичным для исследователя? как передавать знания о полевой работе младшим коллегам и как самим усваивать эти знания от старших и более опытных? Так разговорный подкаст постепенно превращается в лабораторию смыслов и попытку выработать единую конвенцию этичной полевой работы.
За год было записано два сезона с 18 гостями, увлекающимися космосом, занимающимися проблемами бездомности, визуальными и медицинскими темами и многим другим! Гости, большинство из которых преподают или работают в Вышке, рассказывают о своих исследованиях, карьерном пути и самых запоминающихся полях — это делает подкаст не только средством рефлексии уже состоявшихся ученых, но и своего рода наглядным пособием для начинающих коллег, только-только планирующих свое первое поле.
Ссылка на подкаст: polevoy-dnevnik.mave.digital
ТГ-канал: @podcast_polevoy_dnevnik
ВК-группа: vk.com/podcast_polevoy_dnevnik
«БиоКомпас»: от подкаста к системе научного наставничества
Руководитель проекта — Евгений Князев
Когда мы в октябре 2024 года собрались командой научных сотрудников факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ, идея казалась простой: создать научно-популярный подкаст для школьников с помощью искусственного интеллекта. Название «БиоКомпас» отражало нашу цель: стать навигатором для будущих абитуриентов в мире биологических наук.
От идеи к реальности: что пошло не так и что пошло лучше
Первоначальный план выглядел амбициозно: 8–10 эпизодов о молекулярной биологии, интервью с руководителями лабораторий, преподавателями и научными сотрудниками факультета, выездные семинары в школах. Реальность оказалась сложнее. Мы быстро поняли, что создание качественного аудиоконтента требует не только научной экспертизы, но и медийных навыков, которых у нас попросту не было.
Но вместо того, чтобы закрыть проект, мы решили его трансформировать. Весной 2025 года наш «БиоКомпас» превратился в заявку на участие в городском конкурсе научных проектов «Наставники московской науки». Оказалось, что идея научной коммуникации со школьниками востребована не только в университете, но и в масштабах всего города.
Неожиданные открытия
Самым ценным оказалось не то, что мы изначально планировали создать, а то, что мы узнали в процессе. Например, встреча с Центром научных и экспертных коммуникаций факультета креативных индустрий показала нам, насколько низка медийность нашего факультета — всего 17 пунктов в 2024 году против 258 в 2023-м. Это был шок, но и стимул для системной работы.
Мы поняли, что одного подкаста недостаточно. Нужна комплексная PR-стратегия, интеграция с городскими образовательными инициативами, методические материалы для учителей биологии. То есть то, что изначально казалось простым медиапроектом, превратилось в системный подход к научной коммуникации.
Команда как лаборатория
Работа в команде из пяти человек стала отдельным экспериментом. Каждый привнес свою экспертизу: кто-то занимался взаимодействием со стейкхолдерами, кто-то — разработкой научного контента, кто-то — подготовкой заявок на конкурсы. Мы поняли, что для научных сотрудников оптимально сосредоточиться на экспертной роли, передав организационные и технические аспекты профильным специалистам.
Итог: проект-мутант
К маю 2025 года наш «БиоКомпас» окончательно мутировал из подкаста в проект научного наставничества. Мы планируем участие в Фестивале естественных наук, налаживаем связи с городским лекторием «Научная столица», разрабатываем концепцию, где медиаконтент дополняется живыми форматами взаимодействия со школьниками.
Мы так и не выложили ни одного эпизода подкаста на доступные платформы, но зато создали нечто более ценное — модель интеграции университетских инициатив с городскими проектами по популяризации науки. И это, пожалуй, куда важнее любого аудиофайла.
«Точка сборки»: выходя за рамки «академии для академии»
Руководитель проекта — Лев Сокольщик
Наша история о том, как команда, состоящая из представителей разных кампусов НИУ ВШЭ, разных областей науки, начав с обсуждения изменений мирового порядка, пришла к выводу о необходимости выстроить новые механизмы коммуникации между академическим и деловым сообществами. Так родился наш проект «Новый мировой порядок», изначально задуманный как серия научных семинаров в рамках академического кадрового резерва. Команда объединила представителей Центра комплексных европейских и международных исследований, Центра изучения стабильности и рисков, департамента зарубежного регионоведения и других подразделений Вышки.
За год его реализации мы провели целую серию мероприятий, двигаясь в их тематике от теории высокого уровня к насущным практическим задачам развития государства, общества и науки. Тематика варьировалась от сценариев постгегемонистского мира до роли Африки в международной политике, от потенциала БРИКС до санкционной политики. Мы привлекли более 200 участников, провели 7 научных мероприятий и подготовили аналитические меморандумы по каждому из них. В качестве спикеров выступили как маститые профессора (например, Сергей Глазьев, Марина Лебедева, Леонид Исаев), так и начинающие исследователи и практики. При этом для нас было принципиально создать площадку для диалога, а не монолога именитых ученых, что нам и удалось реализовать.
Однако ближе к середине проекта стало понятно: обсуждаемая повестка и экспертная база перерастают академические рамки. Мы стали думать о трансформации: не просто завершить успешный проект, а продолжить его в более прикладном, открытом формате. Так у нас возникла идея «Точки сборки» — митап-форума, который объединит студентов, исследователей и представителей бизнеса в рамках коротких, живых и содержательных встреч. Это не конференции и не лекции — это поиск решений конкретных проблем, которые беспокоят академию и бизнес.
Переход от теоретического к практико-ориентированному формату был подкреплен результатами первого проекта. Благодаря накопленным материалам удалось не только создать экспертное сообщество (200+ участников), но и трансформировать аналитические выводы в образовательные и продуктовые решения: был разработан курс ДПО «Государство и бизнес в эпоху санкций», обновлены дисциплины ОУФ, такие как «Санкционная политика в современном мире» и «Современные политические процессы в США». Кроме того, выстроилось устойчивое взаимодействие с внешними стейкхолдерами — «Яндексом», Минфином, МГИМО, ИВ РАН, Счетной палатой, — что подтвердило интерес к нашему проекту за пределами академии.
Новый проект «Точка сборки» станет логичным продолжением прежнего. Ведь он не только про то, что происходит с миром, но и про то, что мы можем с этим сделать. Митап-форумы позволяют выходить за рамки «академии для академии», приглашать практиков и формировать не просто экспертное мнение, а совместную повестку и разрабатывать эффективные решения практических вопросов. При этом мы не теряем академическую плоскость, а, напротив, сохраняем ее, но теперь работаем на экспорт идей в реальный сектор. Для этого, в частности, создали специализированный телеграм-канал, где, помимо результатов наших исследований и аналитики, планируем продвигать наши мероприятия и механизмы коммерциализации интеллектуальных продуктов.
Наш проект начался как взгляд в будущее мировой политики, а становится еще и лабораторией создания будущего. Нам хочется, чтобы «Точка сборки» стала не просто названием, но и методом сборки идей, людей, знаний и решений в одном месте.
«Аналитический интерфейс» — инструмент сквозной визуализации и поддержки управленческих решений в сфере ДПО
Руководитель проекта — Салех Хади
В рамках программы административного кадрового резерва НИУ ВШЭ команда реализовала проект «Аналитический интерфейс». Эта система визуализирует ключевые показатели деятельности подразделений ДПО, решая острую проблему — ручную, трудоемкую и разрозненную аналитику данных. Теперь руководители ДПО получают автоматизированные наглядные отчеты в едином интерфейсе, что значительно ускоряет и повышает качество управленческих решений. Уже охватив более 65 подразделений, система доказала свою масштабируемость и гибкость в адаптации под конкретные нужды.
Программа кадрового резерва позволила довести идею проекта от замысла до итогового продукта. Была собрана междисциплинарная команда сотрудников из разных подразделений Вышки, среди которых факультет компьютерных наук, Операционное управление ДПО, финансовый блок, Дирекция основных образовательных программ, Институт образования.
Команда поставила перед собой цель разработать систему сквозной аналитики, сбора и визуализации актуальных данных в формате аналитических интерфейсов (дашбордов) для провайдеров и кампусов ДПО Вышки. Ключевая ценность проекта — оптимизация трудозатрат по анализу данных и повышение эффективности работы университетских подразделений всех кампусов, ответственных за выполнение показателей программы развития НИУ ВШЭ и программы «Приоритет-2030».
НИУ ВШЭ — это университет с разветвленной системой подразделений и десятками информационных систем. Накапливаемые данные касаются образовательных программ, финансовых потоков, статистики слушателей и других направлений. Однако отсутствие единого кастомизированного инструмента визуализации данных создавало проблемы при подготовке отчетности и принятии решений. Запрос на подобную систему исходил от Операционного управления ДПО, которому требовалось усилить аналитическую компоненту корпоративной учетной системы, сократить нагрузку на аналитиков и повысить качество данных.
«Целью проекта стало создание универсального цифрового инструмента, который позволил бы сотрудникам быстро получать, обрабатывать и визуализировать актуальные данные в виде дашбордов. Для этого мы разработали методологию работы с данными, реализовали автоматический сбор, очистку и загрузку информации, построили визуализации на базе современных open-source-технологий, настроили авторизацию через личный кабинет и адаптировали шаблоны отчетности под ключевые управленческие задачи университета».
«Проект стал не только успешной ИТ-разработкой, но и моделью взаимодействия внутри университета. Он демонстрирует, как цифровые инструменты могут усиливать управленческую эффективность в образовательной среде. В перспективе планируется масштабирование проекта на укрупненные подразделения и внедрение прогнозной аналитики».
«Современные управленческие решения невозможны без качественной аналитики. Мы выстроили процесс, при котором аналитики и администраторы могут работать с актуальными и достоверными данными без привлечения специалистов из других отделов. Это экономит ресурсы и повышает точность».
«Для достижения целей проекта на начальном этапе командой была проведена работа по согласованию доступа к информации из корпоративной учетной системы, а также настройка безопасного получения данных и интеграция с BI-системой. Ключевую роль в этом вопросе сыграла вовлеченность сотрудников подразделений — хранителей данных, а также поддержка экспертов и руководства административного кадрового резерва».
«Успешный запуск проекта, конечно, невозможен без тестирования продукта на разных этапах его реализации. На всех этапах проекта командой проводилось тестирование, направленное на выявление ошибок и улучшение функциональности системы. Это позволило успешно внедрить нашу разработку в текущую деятельность Операционного управления ДПО».
В 2025 году проект «Аналитический интерфейс» был по достоинству оценен на Всероссийском фестивале университетских технологических проектов HSE Fest 2025 и вошел в топ-100. За 6 лет существования фестиваля в нем поучаствовало порядка 2 тысяч проектов, и пройти отбор в топ — важный показатель практической ценности разработки.
По всем вопросам доступа и использования дашбордов можно обращаться в Операционное управление ДПО на почту dpo@hse.ru.
Презентацию проекта можно посмотреть по ссылке
HSE Science Collab — платформа для совместных научных исследований
Руководитель проекта — Галина Шульгина
Идея проекта родилась почти случайно — на первом выездном семинаре академического кадрового резерва в «Вороново», когда мы знакомились с идеями проектов друг друга и обсуждали, как сложно бывает найти коллегу для совместной статьи, единомышленника для междисциплинарного проекта. Выяснилось, что эта проблема волнует не только нас. Проектная команда сложилась буквально за вечер. Нас объединил живой интерес к идее создания пространства, где исследователи могли бы легче находить друг друга. В итоге к началу проекта в команду вошли представители разных факультетов и кампусов Вышки, а к финалу с проектом работала основная команда из семи человек.
Мы работали в основном онлайн: обсуждали идеи в Telegram, созванивались в Zoom, старались вписать работу над проектом в плотный график с высокой преподавательской нагрузкой, дедлайнами по грантам и другими обязательствами. Это было непросто, но мы продержались.
Первоначально мы планировали создать полноценный цифровой сервис, встроенный в инфраструктуру Вышки, с возможностью подтягивать данные из профилей сотрудников, делать фильтрацию по интересам и навыкам, отображать проекты и открытые заявки на поиск соавторов. Однако быстро стало понятно, что без серьезной технической и финансовой поддержки (а таких ресурсов в университете в моменте не было) реализовать эту идею невозможно. Попытка привлечь студентов-программистов с ФКН в рамках практики также не увенчалась успехом. Поэтому мы изменили стратегию и сосредоточились на аналитике и тестировании запроса целевой аудитории.
Мы провели опрос, посмотрели, как решается эта задача в других вузах и на платформах вроде ResearchGate или ENGAGE.EU, а также запустили телеграм-канал, чтобы проверить, будет ли живой отклик. И он действительно был: за короткое время к каналу присоединились сотни студентов и сотрудников, стали появляться первые «объявления» и даже «пары» для сотрудничества. Это подтвердило наш главный вывод: платформа для научных коллабораций действительно нужна.
К финалу у нас оказалась довольно полная аналитика, которую можно использовать как основу для дальнейшей разработки сервиса. И хотя в этот раз заявка на Конкурс межкампусных академических инициатив не прошла, уже сформировалась новая команда из участников следующего набора резервистов, которая подхватила нашу идею. Мы надеемся, что реализация все же случится — в обновленном формате и с новыми силами.
Лично для меня этот проект стал источником вдохновения — прежде всего за счет невероятных коллег, с которыми довелось работать. Важно было и то, что идея, над которой мы трудились, не повисла в воздухе, она оказалась живой, нужной и откликнулась многим. Особенно ценно было взаимодействие с представителями административных подразделений: мы не только получили профессиональные консультации, но и увидели изнутри, как работает инфраструктура Вышки. Оказалось, что там тоже работают неравнодушные и очень интересные люди.
«Математика мозга»: популяризация вычислительных нейронаук
Руководитель проекта — Даниил Власенко
Как привлечь в нейронауку тех, кто мыслит формулами, пишет код и привык к строгости алгоритмов? Этот вопрос стал отправной точкой нашего проекта «Математика мозга», реализованного в рамках программы академического кадрового резерва в Институте когнитивных нейронаук (ИКН) НИУ ВШЭ.
Проект родился как ответ на две взаимосвязанные задачи. Во-первых, мы хотели популяризировать вычислительные нейронауки среди студентов с техническим образованием — показать, что мозг можно изучать не только в терминах психологии, но и как сложную, математически описываемую систему. Во-вторых, мы стремились привлечь абитуриентов с бэкграундом в математике и программировании на магистерские и аспирантские программы ИКН, где такие специалисты сейчас востребованы.
В рамках проекта мы подготовили серию из шести видеолекций, посвященных ключевым темам на пересечении нейронауки, математики и компьютерных наук. Среди них:
— «Математические аспекты анализа МЭГ/ЭЭГ»;
— «Нейронная сеть как геометрический объект»;
— «Декодирование биологических сигналов»;
— «Представление динамики мозга в форме графа»;
— «Искусственные нейронные сети на основе коннектомов, вдохновленные структурой мозга, и принципы их обучения»;
— «Хаос в голове и методы нелинейной динамики».
Каждая лекция — это приглашение заглянуть в область, где математика становится инструментом исследования мозга в той или иной степени. Все материалы размещены на сайте mathbrainhse.ru вместе с информацией об образовательных программах института.
Чтобы рассказать о проекте шире, мы дали интервью YouTube-каналу «Гарвард Оксфорд», в котором поделились замыслом проекта, объяснили, зачем техническим специалистам идти в нейронауку, и обсудили, как выглядит карьера в этой области. Это интервью стало важной частью продвижения, так как позволило донести идею до заинтересованных зрителей за пределами академического сообщества.
Проект оказался настоящей командной работой: шесть лекторов прочитали свои лекции, обсуждали темы, помогали друг другу с материалами. Я координировал проект, отвечал за создание сайта, монтаж видеолекций, коммуникацию и общее развитие инициативы. Мы надеемся, что «Математика мозга» поможет будущим студентам и исследователям найти свою точку входа в нейронауку.
Татьяна Мамбергер, директор Центра по работе с группами высокого профессионального потенциала:
«Программа академического кадрового резерва всегда поддерживала и продолжает поддерживать инициативы молодых преподавателей и исследователей, направленные на развитие академической среды Вышки. В прошлом сезоне в этом направлении мы плотно взаимодействовали с командой административного кадрового резерва — создали совместную площадку для возможного сотрудничества академиков и администраторов. В результате в мае 2024-го стартовало 27 проектов, в мае 2025-го пришли к финишу и успешно представили свои результаты 22 проекта: 14 команд академиков, 3 команды администраторов и 5 объединенных команд. Не у всех получилось сделать изначально задуманное. Кто-то столкнулся с вопросами, которые для получения результата еще предстоит решить, кто-то сделал больше, чем планировал, а кто-то для достижения поставленных целей реорганизовал задуманный проект в целое направление. Я считаю это хорошим результатом, ведь «проект» — от лат. projectus, «бросок вперед», и большинством команд он был сделан».
Юлия Фалькович, руководитель программы административного кадрового резерва, директор Центра научной интеграции:
«Главная ценность программы и формируемого ею сообщества заключается в построении устойчивых горизонтальных связей внутри университетской корпорации — между администраторами разных уровней, а также администраторами и академиками в целом. В идеальной ситуации университет является единой средой с точки зрения ценностей и культуры. Появление новых сотрудников, а также различия в ментальности между администраторами и академиками создает потребность в постоянной работе по сплочению и совершенствованию отношений между сотрудниками университета. Проекты кадровых резервов являются значимыми элементами этой работы. В контексте современных вызовов коммуникация выходит на передний план, и лучшей формой коммуникации нам видится совместная деятельность. Если вы хотите узнать и понять человека, то вам следует реализовать с ним общий проект».
«МагСтарт»
Руководитель проекта — Элиана Монахова
В рамках программы академического кадрового резерва наша команда разработала и реализовала проект «МагСтарт» — уникальную инициативу, направленную на информирование и просвещение абитуриентов магистерских программ. Проект помогает будущим магистрантам сделать осознанный выбор образовательной программы через глубокое понимание специфики обучения на различных образовательных программах, в частности, социальных и гуманитарных направлений.
Целевой аудиторией проекта стали люди, поступающие в магистратуру и стремящиеся получить максимально полное представление о своей будущей учебной траектории. Для достижения этой цели мы создали многоформатную платформу, включающую серию информативных видеороликов с участием представителей различных образовательных программ. В роликах раскрываются лайфхаки для поступления, возможности прохождения практик и стажировок, получения стипендий и грантов и другие важные аспекты студенческой жизни.
Кульминацией проекта стал «МагТур» — однодневное интенсивное погружение в академическую среду. Программа тура включала встречи в формате «вопрос — ответ» с представителями программ, посещение реальных лекций и экскурсии по рабочим пространствам и лабораториям. Особенно запомнился «МагТур» на образовательной программе «Когнитивные науки и технологии», где участники смогли почувствовать себя в роли исследователей, приняв участие в действующих экспериментах программы.
За год активной работы команде удалось создать 10 видеороликов и провести несколько успешных «МагТуров» на трех магистерских программах: «Когнитивные науки и технологии», «Прикладная социальная психология» и «Философия и антропология».
Однако реализация проекта не обошлась без вызовов. Периодически возникали сложности с поддержанием заинтересованности всех участников команды, а также с эффективным продвижением и масштабированием инициативы. Эти факторы привели к временной приостановке развития проекта. Тем не менее я уверена, что накопленный опыт и понимание потребностей целевой аудитории помогут проекту обрести второе дыхание и продолжить свое развитие в будущем.
«СОП с человеческим лицом»: как повысить культуру обратной связи
Руководитель проекта — Александра Цветкова
Представьте: вы — студент и перед вами анкета студенческой оценки преподавания (СОП). Казалось бы, что тут сложного? Но почему-то руки сами тянутся поставить галочки наугад, лишь бы поскорее отправить и забыть. А если вы преподаватель, то каждый раз, открывая результаты, глубоко вздыхаете: «Ну вот, опять эти непонятные оценки и странные комментарии». Знакомо? Именно с этой проблемой и решила разобраться наша команда в проекте «СОП с человеческим лицом».
Все началось с простого вопроса: почему СОП, которая должна помогать улучшать образование, часто вызывает только стресс? Студенты заполняют ее для галочки, боясь получить «дисциплинарку», преподаватели нервничают из-за неконструктивных отзывов, а вопросы анкеты каждый понимает по-своему. Получается замкнутый круг: никто не верит в пользу этого процесса, но все продолжают в нем участвовать. Мы решили разорвать этот круг и попытаться превратить СОП из формальности в инструмент диалога.
Однако, прежде чем выстраивать диалог, нужно убедиться в том, что стороны понимают, о чем идет речь. Так появились буклеты для студентов (где простым языком объяснялось, как оценивать курс конструктивно и без эмоциональных качелей) и для преподавателей (о том, с помощью каких шагов можно повысить свой результат СОП и как воспринимать обратную связь не как личную обиду, а как ценные советы).
Но одних буклетов мало, нужно снять напряжение. Тут на помощь пришли карточки для соцсетей с легким юмором и наш фирменный персонаж — Сопик, который напоминает: «Ваше мнение очень важно для нас!» (без намека на бюрократию, честно). А еще видео и другие материалы, которые показывали, что СОП — это не экзамен для преподавателя, а общий инструмент для развития.
Конечно, не все было гладко. То фокус-группы собирались со скрипом, то стейкхолдеры сомневались, а студенты-дизайнеры разрывались между учебой и проектом. Но когда первые результаты апробации показали, что 91% преподавателей сочли материалы полезными, стало ясно: мы на правильном пути. Особенно трогательно было читать отзывы вроде: «Материалы полезны ссылкой на то, почему не надо расстраиваться, получив результаты СОП. Хотелось бы больше такой информации, поддерживающей и защищающей преподавателя, а не только студентов» или «Материалы могут способствовать более конструктивному восприятию результатов СОП, в первую очередь студенческой критики — она бывает очень необъективна, это очень расстраивает и может помешать принять к сведению более обоснованные замечания».
Мы рады поделиться со всеми частью результатов нашей работы, а именно буклетом для преподавателей и буклетом для студентов, а также шуточным видео для преподавателей. Надеемся, что у проекта будет жизнь и наши материалы реализуют идею человекоцентричности СОП и постепенно изменят культуру обратной связи. Ведь главное — не просто собрать данные, а сделать так, чтобы они действительно помогали учить и учиться.
Презентацию проекта можно посмотреть по ссылке.
Проект по интеграции устойчивого развития в бизнес-образование: как это было
Руководитель проекта — Алина Вахрушина
Наш проект родился из осознания важного разрыва: традиционное бизнес-образование часто упускает из виду принципы устойчивого развития, хотя именно эти знания критически нужны современным специалистам. Мы задались вопросом, как помочь преподавателям Вышки легко и эффективно встраивать концепцию устойчивого развития в свои курсы, чтобы студенты не просто получали теоретические знания, но и учились применять их в реальных бизнес-задачах.
Актуальность проекта очевидна: сегодня бизнес ждет от выпускников не только профессиональных навыков, но и понимания экологических, социальных и управленческих аспектов устойчивости. Однако, как показали наши интервью со студентами, преподавателями и представителями бизнеса, эта тема часто подается фрагментарно или остается на периферии учебных программ.
Команда проекта объединила специалистов из Москвы, Перми и Нижнего Новгорода — преподавателей, исследователей и менеджеров академического и административного кадровых резервов. Такой межкампусный состав позволил учесть региональные особенности и создать универсальные решения. Работа началась с глубокого анализа потребностей: мы провели 40 интервью, обработали данные с помощью нейронной сети и построили лингвистический корпус для выявления ключевых трендов.
Реализация замысла прошла несколько этапов — от выездных семинаров в «Вороново», где мы распределяли роли и проектировали гайды, до апробации методик на реальных курсах. Например, в магистратуре студенты разрабатывали стратегию для благотворительного фонда «Берегиня», а в бакалавриате — изучили аспекты корпоративной нефинансовой отчетности компаний через призму концепции устойчивого развития.
Итоговый продукт нашего проекта — это практические рекомендации, которые помогают преподавателям адаптировать свои дисциплины без перегрузки программы. Среди результатов — апробации на реальных образовательных программах, 3 публикации, доклады на конференциях и, главное, вовлечение более 120 студентов в 2024/25 учебном году в новую образовательную повестку.
Проект показал, что полученные результаты демонстрируют потенциал для дальнейшего масштабирования: апробированные подходы могут быть адаптированы для других направлений подготовки, способствуя системному внедрению принципов устойчивого развития в образовательные программы университета. Это создает основу для формирования нового поколения специалистов, способных комплексно решать экономические, социальные и экологические задачи в своей профессиональной деятельности.
«Потеряшка»: сервис по возвращению вещей, потерянных на территории Вышки
Руководитель проекта — Игорь Тимощук
Команда «Потеряшка», объединившая команды из административного и академического кадровых резервов Высшей школы экономики, создала платформу для поиска и возврата утерянных вещей в университете. Сейчас проект проходит финальное тестирование перед интеграцией в систему университетских сервисов.
Платформа объединяет студентов и сотрудников, позволяя быстро обмениваться информацией о находках и пропажах. Удобство пользования системой сделает возвращение вещей простым и эффективным процессом.
Участники команды представляют разные факультеты и направления НИУ ВШЭ, что обеспечило комплексный подход к проекту. В ходе работы члены команды освоили важные профессиональные навыки, посетили образовательные мероприятия, установили полезные знакомства и хорошо провели время вместе.
Реализация проекта способствует улучшению инфраструктуры вуза и повышению удобства для всех пользователей кампуса. Эффективность платформы ожидается высокой, а приобретенные участниками знания и опыт станут полезным дополнением к будущей профессиональной деятельности каждого члена команды.
Презентацию проекта можно посмотреть по ссылке
С остальными проектами команд можно познакомиться по ссылкам на созданные ими ресурсы:
Математическая академия «Интеллектуал» (рук. Владислав Галкин), страница математической академии на сайте Факультета информатики, математики и компьютерных наук в Нижнем Новгороде nnov.hse.ru/bipm/plus/, телеграмм-канал t.me/mmaplushse
HSE RMeetUP (рук. Дмитрий Аркатов), телеграмм-канал t.me/RMeetUpHSE
HSE Science Collab: платформа для совместных научных исследований (рук. Галина Шульгина), телеграмм-канал t.me/hsecollab
Междисциплинарный научный семинар «Свидетельства социального» (рук. Оксана Воробьева, Максим Гурин), телеграмм-канал t.me/evidence_of_social
Unlocking Academia: научная кухня (рук. Маринина Елизавета), телеграмм-канал t.me/unlockingacademia
Междисциплинарный научный семинар «Поворот на Восток: комплексный подход» (рук. Ольга Харина), телеграмм-канал t.me/eastcampus
Семинар 2.0: Новые форматы для живой науки (рук. Татьяна Леднева), телеграмм-каналы t.me/neuroaesttoday, t.me/LenPhil
Научный семинар Школы исторических наук (рук. Анастасия Видничук), страница научного семинара на сайте Школы исторических наук hist.hse.ru/sciensem
Научный семинар «Русская философия: великие смыслы и вызовы» (рук. Олег Глебов, Павел Деменчук), новость о проведенном круглом столе на сайте Факультета гуманитарных наук hum.hse.ru/rif-2025
«College Unlocked: площадка развития идей профессионального образования (рук. Елизавета Коротких)