В рубрике «Академическая карьера» исследователи делятся воспоминаниями о своем длящемся пути ученого. Кто-то начинает рассказ с первых научных статей, кто-то — со студенческих лет, а кто-то — со школьных и семейных отношений. Некоторые вспоминают своих знаменитых наставников, некоторые сравнивают контекст бывшей и нынешней научной деятельности, почти все — не забывают обсудить студента. Но всех их объединяет вышкинское настоящее. Schola предлагает вашему вниманию некоторые из самых интересных материалов.
Александр Гофман «Социология, как и всякая подлинная наука, будет искать и находить истину»
«По моему глубокому убеждению, социология как наука не только сохранится, но и будет плодотворно развиваться, так как это соответствует глубокой социальной потребности. А такое развитие означает, что, вопреки всему, несмотря на все препятствия, социология, как и всякая подлинная наука, будет искать и находить истину. Пусть даже не абсолютную, а относительную…»
Ольга Ахунова, Лев Луховицкий «Классическая филология — наука интернациональная»
«Классическая филология — наука базовая: знание латыни и древнегреческого позволяет углубляться в изучение самых разных сторон античного мира, не только литературы, но и философии, и истории, и науки, и искусства…»
Маргарита Дадыкина «Человек не элементарная частица»
«Несмотря на то что наблюдать наш объект непосредственно мы не можем, общие правила игры у историков те же, что и у всех ученых. Исследование должно базироваться на источниках (в нашем случае это различные информационные следы человеческой деятельности), быть актуальным и вписанным в проблематику общей и специальной историографии. Выводы должны быть аргументированы и проверяемы (для этого обязательно снабдить исследование ссылками на источники и литературу). Как и для любого ученого, для историка публикация статей в уважаемых рецензируемых журналах является показателем академической успешности и инструментом распространения его идей…»
Александра Пахомова «Хороший филолог — это хороший сыщик: об элите филологии и смене трендов в академической среде»
«Хороший филолог — это хороший сыщик. Потому что чем он занимается, если сказать напрямую? Копается в текстах, ищет факты и свидетельства, которые затем складывает в одну большую картинку, которая должна быть логичной, внутренне непротиворечивой и убедительной. То есть детективной работой. Я даже свои записи делаю подобными киношным детективным доскам, с которыми работают сыщики: много-много фотографий, карточек, документов, связанных красными линиями и размеченных флажками…»
Вячеслав Якубенко «Немецкие студенты не спросят, за какую футбольную команду вы болеете: о нравах университетов немецких и российских»
«У доцента в России больше учебных часов, чем у профессора в Германии, хотя у профессоров обычно много учебных часов, но с нагрузкой российского преподавателя не сравнить. То есть там стараются больше исследовать и немножко преподавать, у нас наоборот: ты больше преподаешь и немножко исследуешь. Наверное, это главное различие.»
Софья Нартова-Бочавер «Несмотря на все границы, мы все равно знали, что происходит»
«Я всегда была отличницей, учиться мне было легко, почти всегда интересно. Хотя, наверное, менее интересно, чем нашим студентам сейчас в силу доступности информации. Потому что нам приходилось искать информацию, стыдно было чего-то не знать и достаточно легко было критически отсортировать нужное знание от ненужного. Сейчас совершенно другая ситуация, потому что информации очень много, а ее качество люди не успевают оценить и оказываются исключительно индоктринируемыми. То есть эта информация их завораживает, суггестирует, и они не успевают подумать о том, кем, когда, с каким эффектом, с какой целью, через какой канал эта информация передается. А у нас информации было меньше, а критичности больше.»