• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ChatGPT о возможностях и ограничениях ИИ в науке и образовании

Спрашиваем у искусственного интеллекта, чем он может быть полезен и чем опасен

Сергей Плешков / ВШЭ

ChatGPT – чат-бот с искусственным интеллектом, разработанный компанией OpenAI и способный работать в диалоговом режиме, поддерживающий запросы на естественных языках. Мы решили узнать о том, что искусственный интеллект полезен для образования и науки, какие риски он создает и честно ли писать научные статьи с его помощью.

 

«Моя задача – доказать, что со мной будет лучше, чем без меня»

Робот Айзек

— Привет! Скажи, пожалуйста, чем искусственный интеллект может быть полезен для науки?

— Привет! Замечательный вопрос, спасибо. Искусственный интеллект (AI) может быть полезен для науки в различных аспектах. Вот некоторые примеры:

  1. Автоматизация и оптимизация исследований: Искусственный интеллект может автоматизировать трудоемкие и повторяющиеся задачи, такие как сортировка данных, обработка изображений и аналитика. Это не только экономит время, но и уменьшает вероятность ошибок.
  2. Анализ больших данных: В современном мире наука производит огромное количество данных. AI может эффективно анализировать эти большие массивы данных, раскрывая новые закономерности и взаимосвязи, которые могут быть неочевидны для человеческого глаза.
  3. Моделирование и прогнозирование: Машинное обучение, подраздел искусственного интеллекта, используется для создания моделей, которые могут прогнозировать будущие события на основе имеющихся данных. В области климатологии, например, AI может помочь прогнозировать изменение климата.
  4. Биомедицинские исследования: Искусственный интеллект часто используется в биомедицинских исследованиях, например в геномике и протеомике для анализа биологических данных. AI также используется в разработке лекарств, облегчая процесс подбора кандидатов для лекарств и прогнозирования их потенциальной эффективности и безопасности.
  5. Космические исследования: AI используется в космических исследованиях для обработки и интерпретации изображений и данных, полученных от космических телескопов и зондов. Это помогает ученым лучше понимать нашу Вселенную.
  6. Создание новых методов изучения: AI начинает играть роль не только в анализе научных данных, но и в формировании самого процесса научного открытия. С использованием технологий искусственного интеллекту, таких как автоматическое обучение и интуитивное программирование, научные исследователи могут использовать AI для создания новых гипотез и моделей, основываясь на предыдущих данных и знаниях.

Эти примеры демонстрируют потенциал AI в науке, но это лишь начало. C прогрессом AI и машинного обучения мы можем ожидать еще более превосходных применений и открытий в будущем.

Steve Johnson / Unsplash

— А чем искусственный интеллект может быть полезен в образовании?

— Искусственный интеллект (AI) может быть чрезвычайно полезен в образовании, внося значительный вклад в трансформацию традиционных методов преподавания и обучения. Вот некоторые из возможных применений:

  1. Персонализированное обучение: AI может адаптировать обучение к индивидуальным потребностям каждого студента, улучшая их взаимодействие с материалом и обеспечивая лучшее понимание. AI может учитывать такие факторы, как скорость обучения, предпочтительные методы обучения и зоны сложности, чтобы предоставить оптимизированный учебный план.
  2. Автоматическое оценивание: Используя AI, учителя могут автоматизировать оценку ответов студентов, освободив больше времени для интерактивного взаимодействия со студентами и других важных аспектов педагогической деятельности.
  3. Интерактивное обучение: AI может обеспечивать интерактивный стиль обучения с использованием игр, виртуальной или дополненной реальности. Этот подход может сделать обучение более увлекательным и мотивирующим для учащихся.
  4. Чат-боты и виртуальные помощники: Искусственный интеллект также может использоваться для создания виртуальных учебных помощников и чат-ботов, которые могут ответить на вопросы студентов в реальном времени, помочь с домашними заданиями и дать советы по обучению.
  5. Раннее выявление слабостей и трудностей: С помощью анализа данных AI может помочь преподавателям выявить слабые стороны студентов в ранних стадиях и предпринять меры для их устранения.
  6. Поддержка включающего образования: AI может быть полезен в обеспечении доступа к образованию для учащихся с особыми потребностями, например, предоставляя перевод текста на речь для слабовидящих студентов или помогая в обучении языков для студентов, испытывающих трудности в общении.
  7. Обучение студентов навыкам работы с AI: С ростом важности AI в обществе необходимость обучения студентов работы с искусственным интеллектом и другими современными технологиями также становится очевидной.
  8. Управление образовательными системами: AI может помочь в управлении и планировании образовательными ресурсами, предсказывая, где могут возникнуть потребности в будущем.

В заключении, AI уже играет важную роль в образовании, и его влияние продолжит расти в ближайшем будущем.

Mojahid Mottakin / Unsplash

— Может ли учёный использовать тебя для написания научных статей? Будет ли это честно?

— Да, ученый может использовать меня, AI от OpenAI, и другие подобные технологии для помощи в написании научных статей.

Например, AI может:

  1. Помочь в предварительном исследовании, собирая и анализируя данные из различных источников.
  2. Помочь в структурировании статьи, включая введение, методология, результаты, обсуждение и выводы.
  3. Проверять грамматику и синтаксис.
  4. Предложить источники на основе существующих данных и информации.

Однако есть некоторые важные точки, которые нужно учесть. AI пока не в состоянии самостоятельно провести исследование, интерпретировать данные и делать выводы научной статьи. Это требует человеческого участия, экспертизы и критического мышления. AI — это инструмент, который может автоматизировать некоторые процессы и упростить работу, но исследование требует глубокого понимания контекста и тематики, которое пока доступно только человеку.

В отношении этики и честности, это зависит от того, как AI используется. Если AI используется как инструмент для облегчения работы, это, безусловно, честно. Однако, если работа AI представляется как человеческая работа, это может быть рассмотрено как недобросовестная практика. Вы всегда должны быть открыты и честны относительно того, как вы используете AI в своем исследовании.

Важно понимать, что AI может работать только на основе информации, которая ему дана. Всегда проверяйте информацию от AI с помощью надежных источников и актуальных исследований.

Steve Johnson / Unsplash

— Чем опасно для человечества использование искусственного интеллекта? Несет ли ИИ какие-то угрозы для науки?

— Искусственный интеллект (ИИ) действительно несет в себе определенные риски и для науки, и для общества в целом. Вот некоторые из них:

  1. Злоупотребление технологией: ИИ могут использовать в некорректных или вредоносных целях, включая манипулирование информацией, дезинформацию, киберпреступность, проникновение в системы безопасности и использование военных беспилотных летательных аппаратов.
  2. Уязвимость к взлому: Системы базирующиеся на ИИ могут быть подвержены взлому, что может привести к утечкам данных или нарушению функционирования систем.
  3. Автоматизация труда: ИИ может привести к автоматизации значительного количества рабочих мест, что может повлечь за собой экономические и социальные последствия, включая увеличение безработицы.
  4. Смещение данных и дискриминация: Если обучающие данные ИИ содержат предвзятость, ИИ также будет демонстрировать эту предвзятость, что может привести к дискриминации и неправильному принятию решений.
  5. Проблемы прозрачности и объяснимости: ИИ может быть сложно понять и интерпретировать, особенно когда речь идет о сложных моделях глубокого обучения. Это может стать проблемой, когда нам нужно объяснить, как ИИ пришел к определенному выводу или прогнозу.
  6. Неравенство: Из-за неравномерного распределения ресурсов ИИ, некоторые организации или страны могут оказаться на гораздо более высоком уровне развития ИИ, что может усугубить глобальное неравенство и вызвать международные конфликты.

В контексте науки, ИИ может открыть новые возможности, но как любой новый инструмент, он может быть ошибочно использован или применен без достаточного понимания. Это может привести к неправильной интерпретации данных, недействительным выводам или недостатку репликации исследований.

Особенно важным является вопрос этики использования ИИ в науке и обеспечения регулятивного надзора, чтобы обеспечить ответственное использование ИИ. Эти проблемы активно обсуждаются и изучаются сегодня в научном сообществе.

18 октября, 2023 г.