профессор Школы философии
Профессор Елена Драгалина-Черная об опыте педагога и преподавании логики и формальной философии
— В чем особенность вашей методики преподавания?
— Очень трудно говорить о методических приемах, ведь обычно мы обращаем внимание на инструмент только тогда, когда он мешает, неудобен, ломается. Как правило, самая успешная методика та, которая меньше всего заметна, в том числе и тому, кто ее использует.
Однако для философов рефлексия о собственных методах — повседневная практика. Тем более это справедливо для логиков, которые как раз и исследуют, а точнее, конструируют органон, инструменты философствования. Неслучайно самая важная, пожалуй, для меня педагогическая задача именно в том, чтобы показать незаменимость этих инструментов в профессиональной работе философа и, шире, любого специалиста в области когнитивных исследований. А сверхзадача — академическая институционализация формальной философии, особого направления или, можно даже сказать, стиля философствования, связанного с разработкой формальных моделей для решения классических и постановки новых философских и, опять же шире, когнитивных проблем.
Именно формальная философия, наряду с логикой и лингвистикой, стала титульной для Международной лаборатории логики, лингвистики и формальной философии, которой я руковожу уже более пяти лет. В прошлом году мы с моим заместителем по лаборатории Виталием Долгоруковым, отметили этот небольшой юбилей новым общеуниверситетским факультативом «Введение в формальную философию». Участниками нашего курса стали не только философы, но и лингвисты, математики, психологи. И это замечательно, поскольку, на мой взгляд, современная философская логика и философия в целом могут развиваться только во взаимодействии с другими дисциплинами. У философии есть, конечно, искушение замкнуться в собственной истории, уходящей корнями в такую древность, которой может позавидовать любая другая наука. Но я уверена, что ее будущее определяется способностью к междисциплинарному диалогу, к участию в общенаучных практиках решения актуальных проблем.
Безусловно, при всей своей имманентной рефлексивности преподавание философской логики и формальной философии не является методически тривиальной задачей. И дело не только и не столько в традиционных сложностях преподавания формальных дисциплин гуманитариям. Современные информационные технологии размывают дисциплинарные границы гуманитаристики, открывая ее точным общенаучным методам. В марте я выступала на V Международном конгрессе “Tools for Teaching Logic”, который прошел в Мадридском университете Комплутенсе. Проект, отметивший в этом году 25-летний юбилей, объединяет философов, психологов и специалистов в области компьютерных наук Европы и Латинской Америки, разрабатывающих междисциплинарные подходы к преподаванию логики. Не меньше половины докладов на конгрессе было посвящено успешным практикам использования компьютерных технологий — от автоматического доказательства теорем до компьютерных игр — в курсах логики для самой широкой аудитории.
Главным методическим вызовом в преподавании логики философам для меня является скорее феномен, аналогичный тому, который Юджин Вигнер назвал когда-то «непостижимой эффективностью математики в естественных науках». Отмечая широту применения математики, он сравнивал математика с человеком со связкой ключей, который, пытаясь открывать одну дверь за другой, подозрительно быстро находит правильный ключ. Не используем ли и мы, логики, свои формальные системы скорее как отмычки к заржавевшим за давностью лет философским замкам? Не промахиваемся ли мы мимо цели философского анализа, решая собственные металогические задачи и оставляя философию один на один с ее, по словам Стивена Вайнберга, «непостижимой неэффективностью»?
В своих курсах я стремлюсь разрешить эти сомнения, исходя из понимания философии как своего рода инженерной деятельности, сутью которой является концептуальный дизайн. Неслучайно логик, философ и инженер Чарльз Сандерс Пирс говорил, что в философии трудными являются не столько рассуждения, сколько понятия. А другой логик, философ и инженер Людвиг Витгенштейн настаивал на том, что задача философии состоит в том, чтобы помочь нам правильно увидеть мир. Путь к такому пониманию лежит через прояснение обыденных и конструирование новых понятий. Сейчас эту практику принято называть концептуальной инженерией, а в истории философии она легко узнаваема под разными интригующими псевдонимами, такими как трансцендентальная дедукция или эйдетическая интуиция. Обращаясь к примерам концептуального дизайна из классической и современной философии, я стремлюсь показать их коррелятивность применяемым инструментам логического анализа.
Современная логика характеризуется плюрализмом логических систем. И многие из этих систем (модальные, многозначные, временные, эпистемические логики) вырастают именно из философских проблем. Среди этих проблем статус высказываний о будущих случайных событиях, логический фатализм, дедукции существования (например, познающего «я» или абсолюта), возможность общего знания и совместных действий ограниченно рациональных агентов. Возникнув для решения философских проблем, логические системы продолжают свою независимую математическую жизнь, чтобы вернуться к философам в виде новых, более изощренных формальных инструментов. Такое взаимообогащение идей, преодолевающее временные, географические, дисциплинарные границы, представляется мне захватывающим интеллектуальным приключением. А приключение на то и приключение, что никогда не знаешь, что получится. Успешные методики, на мой взгляд, не дают универсальных рецептов, а каждый раз возникают из содержательных задач. И многие из них оказываются тем, что еще Прокл назвал поризмом — незапланированным результатом, неожиданной премией для исследователя
— Как вам удается выстраивать хорошие отношения со студентами?
— Никакие административные процедуры не совершенны. И позитивные результаты студенческого голосования позволяют мне лишь надеяться на хорошее отношение студентов. Что касается меня, то я действительно люблю и ценю общение со студентами. Может показаться странным, но с каждым годом я все больше учусь у тех, кого традиционно принято называть учениками, у моих нынешних и бывших студентов и аспирантов. И дело, наверное, не только в диалогической природе знания, не изменившейся со времен Сократа. Университетский преподаватель работает сейчас в радикально новой информационной среде распределенного знания, в которую каждый участник академической коммуникации вносит свой уникальный когнитивный вклад. Внимание к индивидуальным исследовательским траекториям студентов, на мой взгляд, необходимое условие не только личностного общения, но и получения новых научных результатов.
И формальные дисциплины не являются здесь исключением. Существует распространенное заблуждение, что они интересуются только абстракциями, принципиально не различая за формулами людей. Однако логика, как и философия, начинается именно с уважения к каждому человеку, с понимания мира как полицентрического универсума равноправных мыслящих людей. Формально корректное рассуждение не сводится к механическому следованию дисциплинарным предписаниям, а связано с сознательным исполнением обязательств нравственного характера — быть объективным, избегать противоречий, необоснованных выводов, непоследовательных суждений, манипулятивных приемов. А ведь это именно то, что нужно для команды исследователей, которой является университет.