• A
  • АБB
  • А
Обычная версия сайта

Учёные отдыхают

Как небольшой отдых повлиял на большие открытия

Фрэнсис Крик / Bild-Photo-Kemmet / Wellcome Library for the History and Understanding of Medicine / nlm.nih.gov

Учёные отдыхают

Идеи и озарения не придерживаются рабочего расписания и могут прийти к ученым в любой момент, нередко, когда ум отдыхает и имеет возможность свободно блуждать. К нам приближаются долгожданные новогодние каникулы — время отдыха и перезагрузки. История науки знает немало историй о том, как великие умы приходили к своим открытиям в нетрадиционных обстоятельствах, включая периоды праздности, когда появлялись новые обстоятельства для размышлений и озарений. Редакция «Школы» желает всем отдохновенных праздников и нового года, который принесет вам яркие идеи, нестандартные решения и творческий заряд для будущих свершений.

Вот несколько примеров — пусть иногда и легендарных — открытий, совершенных во время отдыха.

Архимед. Гравюра XVI века

Архимед и закон гидростатики

Согласно легенде, Архимед (287–212 годы до н. э.) открыл принцип вытеснения воды, когда он принимал ванну и осознал, что объем воды, вытесняемый погруженным в нее телом, равен объему самого тела. Он якобы был так взволнован открытием, что выбежал на улицу голым, крича «Эврика! Эврика!» (что в переводе с греческого означает «Я нашел! Я нашел!»). Затем он продемонстрировал опыт перед царем Гиероном, который подозревал своего ювелира в обмане при изготовлении золотой короны. Архимед погрузил в воду корону, а затем золотой слиток того же веса. Корона вытеснила больше воды, а это означало, что часть золота была заменена серебром, которое по весу легче, но имеет больший объём.

Исаак Ньютон. Гравюра Джона Вандербэнка
National Library of Wales

Исаак Ньютон и гравитация

По легенде, Ньютон (1643–1727) размышлял об универсальном тяготении, когда наблюдал падающее с дерева яблоко, находясь при этом в своем саду в Вулсторпе во время чумы (Кембриджский университет был закрыт). Этим рассказом часто иллюстрируют момент внезапного озарения. Однако сам Ньютон вспоминал, что его теория тяготения начала развиваться в период паузы в академической работе.

Жан-Анри Фабр и насекомые

Французский энтомолог Фабр (1823–1915) проводил много времени, наблюдая за насекомыми во время прогулок по сельской местности, отдыхая от академической работы. Многие из его исследований и открытий в области поведения насекомых были сделаны в свободное от кабинетной работы время. Кстати, об этом он написал в книге «Жизнь насекомых».

Дмитрий Менделеев
onznews.wdcb.ru

Фридрих Кекуле и структура бензола

Кекуле (1829–1896) утверждал, что структура бензола пришла к нему во сне. По его словам, он уснул у камина и увидел во сне змею, которая укусила себя за хвост. Этот образ якобы повлиял на его гипотезу о кольцевой структуре бензола, что стало ключевым моментом в развитии органической химии.

Дмитрий Менделеев и Периодическая таблица

Существует легенда о том, что основные принципы периодической таблицы элементов пришли в голову Менделееву (1834–1907) во сне после интенсивной работы (буквально через пару лет после сна Фридриха Кекуле). Он проснулся и сразу же записал элементы в определенном порядке, который лежит в основании современной периодической таблицы.

Нильс Бор и Эрнест Резерфорд
biographe.ru

Джеймс Уотсон, Фрэнсис Крик и структура ДНК

Совместная работа и обсуждения Уотсона (род. 1928) и Крика (1916–2004) часто сопровождалась длительными прогулками, походами в парк, подъёмами и спусками по лестницам. Обмен идеями между ними часто происходил в расслабленной атмосфере. Согласно модели Крика — Уотсона, ДНК представляет собой двойную спираль, состоящую из двух цепей дезоксирибозофосфата, соединённых парами оснований аналогично ступенькам лестницы.

Нильс Бор и модель атома

Нильс Бор (1885–1962), датский физик, размышляя о структуре атома во время летнего отдыха, пришел к созданию своей знаменитой модели атома с электронами, вращающимися вокруг ядра на определенных орбитах.

25 декабря, 2023 г.