Современная научно-образовательная среда находится в состоянии метаморфоза. Трудно не заметить, как совершается поиск новых методов исследования, поскольку становятся популярными цифровые способы сканирования реальности. Мы видим, как теряют востребованность отдельные научные области, не имеющие объяснительного потенциала для современности, а с другой стороны, складываются междисциплинарные пространства, в которых выстраивается новая оптика на актуальные объекты. На наших глазах появляются новые варианты организации деятельности, когда для решения конкретных задач складываются распределенные научные коллективы. Все эти трансформации мы не только наблюдаем, но и создаем: мы и свидетели, и участники происходящего метаморфоза.
По характеру преобразований перестройка научно-образовательной системы получила название «антропологический поворот». Основной его смысл заключается в персонификации происходящих процессов. Философия времени обратилась к личности человека, осознающей и взращивающей свою идентичность.
Антропологический поворот в исследованиях связан с проблемами изменений. Готовность к изменениям воспринимается сегодня как необходимое условие развития личности, а не как угроза ее самотождественности. Идентичность рассматривается в динамическом преломлении, через попытки поисков себя.
Антропологический поворот в педагогике ориентирован на реальные задачи, на формирование умения диагностировать личностные и общественные проблемы и подбирать наилучшие способы их решения. Деятельностный подход в образовании очевидно теснит абстрактный принцип подачи материала, а креативные решения затмевают собой алгоритмические схемы.
Однако если в науке и методике преподавания наблюдать данный метаморфоз легко, поскольку составляющие его процессы приобрели зримый характер, то в организационной деятельности институций антропологический поворот совершается медленно. Одним из его проявлений в российском контексте, как мне кажется, можно считать программу постдокторантуры, которую организуют всего несколько вузов нашей страны. И конечно, Программа привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ — один из замечательных примеров этого порядка. Философия программы направлена на содействие разнообразию университетской среды. Состоявшиеся молодые исследователи, которые приходят в Вышку, становятся свежей кровью коллектива. Их знания достраивают, подсвечивают, а иногда и служат противовесом тем подходам, которые уже сложились в научных подразделениях. Сотрудничество с представителями других научных школ является одним из механизмов выхода за пределы научных коридоров, сформированных границами знания или стереотипами. Не будем лукавить: такие проблемы периодически возникают в науке и протекают как временные или хронические состояния.
С другой стороны, программа создает условия для изменения профессиональной идентичности самих участников. Погружение в другую научную среду заставляет ученого пересматривать сложившуюся картину мира, ставит его перед выбором аккультурации. Проходить этот период нелегко, скажу по личному опыту, но необходимо, если ученый ориентирован на профессиональную реализацию.
Программа содействует самореализации молодых ученых не декларативно, это не просто переход на другое место работы. Помимо научной стажировки в подразделении, в ней предусмотрены разнообразные методические инструменты: курсы академического письма на английском языке, встречи с психологами, тренинги по продвижению и др. Немаловажной является материальная поддержка, которую оказывает университет молодым специалистам, а также то, что он берет на себя организацию их проживания.
Несомненно, Программа привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ — это антропологический поворот в действии. Ее участники выступают одновременно объектами и проводниками изменений. И если они удерживаются на повороте, если их «не выкидывает с трассы», то перед вами настоящие профессионалы.