Декан факультета компьютерных наук, профессор департамента больших данных и информационного поиска,
заведующий Научно-учебной лабораторией алгебраических групп преобразований
— Как начиналась ваша карьерная история?
— В 6-м классе школы, впервые поучаствовав в математических олимпиадах, я решил поступать на мехмат МГУ. В последних классах, став уже «профессиональным» олимпиадником, я только укрепился в этом решении. Это был конец 1980-х, в школах начинали вводить уроки информатики, устанавливать первые персональные компьютеры, и многих моих одноклассников очень увлекало программирование. Я же к этому оставался совершенно равнодушен.
Я поступил на мехмат в 1990-м, это последний год существования СССР. Жил в общежитии, времена были тяжелые, но романтику студенческих лет ощутил в полной мере. Учиться было интересно, мы регулярно ходили по вечерам на спецкурсы и спецсеминары, осваивали «крутую» математику — в дополнение к той, которую проходили на обязательных занятиях. В МГУ есть факультет вычислительной математики и кибернетики, он был создан еще в 1970-м и, как выражались ребята с этого факультета, «произошел от мехмата, как человек от обезьяны». Но мы этих разговоров не слушали и твердо стояли на том, что настоящая наука у нас, на мехмате.
Там же, на мехмате, я окончил аспирантуру, защитил в 1998 году кандидатскую диссертацию. Остался на кафедре высшей алгебры, много преподавал и руководил работами студентов. Горжусь тем, что под моим руководством или соруководством было защищено 10 кандидатских диссертаций. В 2010 году защитил докторскую, перешел на должность профессора. Занимался организацией летних школ и конференций, в качестве приглашенного исследователя ездил на несколько месяцев в году в Тюбингенский университет в Германии и в Институт Фурье в Гренобле, во Франции. Казалось, что дальнейшая жизнь полностью определена. Но в 2012 году меня пригласили в «Яндекс» руководить группой академических программ, и началось. Я продолжил работать на мехмате, в «Яндексе» был совместителем, но организационной нагрузки стало намного больше. А в марте 2014 года был создан ФКН.
— Как поменялось математическое образование с появлением компьютерных наук?
— Раньше оптимальным путем к успеху было окончить математический факультет и затем уже переключиться на смежную предметную область (экономику, программирование, управление). Опыт показывал, что выпускники математических факультетов обладали конкурентным преимуществом по сравнению с теми, кто изначально специализировался в смежных областях. Как говорил Гуго Штейнгауз, математик сделает лучше. Я вижу сотни примеров, подтверждающих этот тезис. Но тут важно было не перестараться. Рубежный момент приходился на аспирантуру. Если человек и после защиты продолжал заниматься теоретической математикой, его материальное благосостояние могло оказаться под угрозой. Зарплата и карьерные перспективы профессионального математика тогда были скромными.
Рискну утверждать, что в последние годы ситуация изменилась. В России созданы учебные центры, и ФКН — один из них, которые обеспечивают фундаментальную подготовку на уровне лучших математических факультетов, но при этом обучают студентов также конкретной предметной области, что сегодня более востребовано, чем просто математика. Создание такого учебного центра было одной из целей при основании ФКН. При этом и математике у нас учат на высочайшем уровне, который определяется не столько объемом сообщаемых сведений (хотя и он велик), сколько набором требований. Все студенты должны за время учебы овладеть всем материалом: научиться доказывать основные теоремы, самостоятельно решать сложные задачи и т.п.
Поэтому сегодня, если ты не планируешь заниматься чистой математикой, а сразу ориентируешься на приложения, необязательно сначала идти на математический факультет. Можно сразу поступить на ФКН: в части математической подготовки ты ничего не потеряешь, но при этом с первого курса тебя параллельно начнут учить практическим навыкам. Если раньше престижные компании охотнее принимали на работу выпускников матфаков, то сейчас скорее возьмут уже профессионально подготовленного человека. С другой стороны, заниматься фундаментальной наукой в материальном плане стало сильно привлекательнее. Причем это верно не только для компьютерных наук, где исследователи получают очень достойные деньги, но и для чистой математики, где уровень финансирования также заметно вырос.
— Как создавался ФКН? Какой была его история до создания мегафакультетов, основные вехи?
— Как известно, Вышка началась с небольшого пула магистерских программ по экономике. Позже возникли другие социальные науки, затем прибавились науки гуманитарные. Близкие нам темы стали появляться около 2003 года, сначала это была бизнес-информатика. Образовательные программы по прикладной математике и информатике (ПМИ) и по программной инженерии (ПИ) открыли набор в 2006 году, тогда же на факультете бизнес-информатики сформировали отделения по этим направлениям. В 2007-м в Вышке был создан факультет математики. Это очень успешный проект, во многом послуживший образцом при создании факультета компьютерных наук. В 2008 году компания «Яндекс» открыла базовую кафедру на отделении прикладной математики и информатики и стала официальным партнером магистерской программы по математическому моделированию.
И вот наступил 2013 год, когда был анонсирован план организации мегафакультетов. В конце года руководство «Яндекса» обратилось в Вышку с идеей создания нового факультета. Идея была поддержана, и после нескольких рабочих встреч у ректора вопрос был вынесен на Ученый совет университета. В результате 28 марта 2014 года было принято решение о создании ФКН. В состав нового факультета в формате департаментов вошли два упомянутых выше отделения, две международные лаборатории, две образовательные программы бакалавриата и две магистерские программы. Студенты этих программ, которые продолжали обучение, летом 2014 года были переведены на факультет, и в 2015 году у нас состоялся первый выпуск. Также на факультете на основе базовой кафедры «Яндекса» был создан департамент больших данных и информационного поиска.
Это был период формирования и знакомства. До создания факультета отделения территориально находились далеко друг от друга и пересекались минимально. Команда нового факультета формировалась с привлечением коллег из «Яндекса» и Школы анализа данных — одного из самых популярных образовательных проектов «Яндекса». Первой задачей этой коллаборации было реформировать бакалавриат ПМИ. Не все шло гладко, это была встреча очень разных корпоративных культур, доходило до бурных споров и постановки вопроса о «рейдерском захвате». Но скоро мы все перезнакомились и подружились.
А потом начался период бурного роста, который продолжается по сей день. Практически ежегодно мы открываем одну или несколько образовательных программ, базовых кафедр, научных лабораторий. Постепенно научились работать с индустриальными и академическими партнерами, сформировали критерии и метрики качества образования, развили дополнительное профессиональное и онлайн-образование, включились в проект Data Culture, выстроили работу с абитуриентами и школьными учителями, инициировали международное сотрудничество, наладили контакты с региональными вузами, организовали PR и маркетинг. Коллектив факультета рос, и незаметно для себя мы переходили на новые уровни управления и организации работы. Нашему развитию способствовали общеуниверситетские проекты и инициативы, в частности конкурсы на создание международных и научно-учебных лабораторий, привлечение учебных ассистентов, студенческая оценка преподавания, поддержка преподавателей в форме академических надбавок, прием международных специалистов и постдоков, кадровый резерв и многое другое. Мы не смогли бы добиться серьезных результатов без поддержки со стороны наших партнеров. Помимо «Яндекса», выступившего соорганизатором факультета, это «Сбер», «Тинькофф», «1С», «МТС» и ряд других ведущих компаний. В юбилейный год хочется сказать коллегам особые слова благодарности и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество.
— Какие навыки и знания вы считаете наиболее важными для успешной карьеры в области компьютерных наук? На какие карьерные цели ориентируются ваши студенты, какие позиции они стремятся занять по окончании университета?
— Во-первых, важно не пренебрегать качественным базовым образованием, которое, в частности, дает ФКН. Аргументы в духе «Билл Гейтс и Стив Джобс университет так и не окончили» не работают. Сфера IT становится все более наукоемкой, без сильного базового образования не обойтись, и квалификация специалиста определяется в том числе вузом/факультетом, который он закончил. Во-вторых, должна быть тяга к приложениям, увлечение технологиями, потребность самому программировать, делать что-то практическое, без этого будет тяжело. В-третьих, в компьютерных науках очень важно учиться всю жизнь, быть готовым постоянно осваивать что-то новое, развиваться. В этой области все меняется быстрее, чем в любой другой сфере.
Число студентов ФКН приближается к 4,5 тысячи, ребята разные, и карьерные цели у них разнообразны. Значительная часть студентов ориентируются на работу в крупных компаниях, причем это могут быть как IT-компании, так и IT и R&D (Research and Development) — подразделения финансовых организаций, компаний в области страхования, ритейла, девелопмента, государственных органов и многих других. Часть студентов переходят на другие направления, связанные с биологией, медициной или социальной сферой. И знания, полученные на факультете, оказываются там более чем востребованными. Мы рады тому, что заметная доля наших выпускников продолжают обучение, переходя на следующую ступень, часть ребят посвящают себя исследованиям. В последние годы набирает популярность Клуб предпринимателей ФКН, и все большее число студентов задумывается над тем, чтобы реализовать собственный масштабный проект.
— Каково место ФКН на современном рынке образования? В чем особенность вышкинских образовательных программ в области компьютерных наук?
— Мы являемся безусловными лидерами по качеству приема среди российских вузов. К нам поступает рекордное число победителей и призеров ведущих олимпиад, а о проходном балле ЕГЭ даже говорить неловко. На коммерческие места тоже большой конкурс, проходной балл и здесь высок. Число программ и мест на программах с каждым годом растет, а конкурс не снижается. Учиться трудно, но интересно.
Я считаю, что образовательным программам факультета удалось добиться уникального баланса между фундаментальным образованием, обучением прикладным навыкам и проектной работой. Как следствие, у студентов ФКН нет проблем с трудоустройством. Все, кто хочет работать по специальности (а это практически все выпускники), без труда находят интересную и высокооплачиваемую работу. С учетом высокой конкуренции за наших выпускников ребята могут позволить себе отказываться от скучных, рутинных задач в пользу перспективных проектов, которые позволяют им развиваться. Приятно, что при выборе места работы студенты ориентируются не только на размер заработной платы, но в первую очередь на то, смогут ли они научиться чему-либо новому, сделать что-то по-настоящему важное и полезное. Такой выбор обязательно окупится в будущем.
Хочу отметить, что факультет стал полноценной площадкой взаимодействия фундаментальной науки, образования и индустрии. У нас 9 базовых кафедр — 5 от компаний-партнеров и 4 от академических институтов. Скоро надеемся открыть десятую кафедру. Это сотрудничество полезно всем сторонам. В частности, оно позволяет студентам поработать в разных областях и понять, чего хочется на самом деле.
— Летом 2023 года ФКН стал лидером по итогам оценки KPI, причем в группе А — «превзошел ожидания». Какой показатель эффективности является для вас приоритетным, наиболее значимым?
— Вышке удалось решить очень сложную задачу — найти форму для корректного сравнения факультетов очень разного профиля. Ясно, что у одних будут хорошие результаты по публикациям и полный провал по прикладным разработкам. У других, напротив, практическая компонента на уровне, а с наукой хуже. Казалось бы, и не надо от всех ожидать высоких показателей по всем направлениям, пусть каждый развивает свое. Но развитие компьютерных наук требует слаженного взаимодействия многих компонент, и никакую из этих компонент провалить нельзя. Для меня важно, что ФКН многие годы входит в группу лидеров не благодаря одному или нескольким показателям. Результат достигается по совокупности, мы получаем высокие баллы по всем критериям оценки. Это требует напряженной работы всей команды факультета, и это залог нашего будущего развития.
— Каковы основные направления исследований на ФКН?
— У нас два основных направления. Первое связано с анализом данных и развитием методов машинного обучения. На это направление приходится значительная доля публикаций сотрудников и студентов. В последнее время эту тематику все чаще связывают с понятием «искусственный интеллект». Развитию этого направления на ФКН способствовала победа Вышки в общероссийском конкурсе на создание центров по искусственному интеллекту. Такой центр был создан на базе факультета в 2021 году. За время его существования не только вырос уровень фундаментальных исследований, но и возник целый ряд значимых прикладных разработок, были выработаны механизмы их внедрения. Прошедшим летом четыре крупные лаборатории факультета объединились в Институт искусственного интеллекта, и это объединение уже дало синергетический эффект.
Второе направление — это программная инженерия и такие связанные с ней области, как системное программирование, теория баз данных, анализ процессов, облачные и мобильные технологии, человеко-машинное взаимодействие и разработка игр. Это направление развивается в тесном сотрудничестве с компаниями-партнерами и Институтом системного программирования имени В.П. Иванникова Российской академии наук. В этом году мы открываем новую бакалаврскую программу по программной инженерии, есть планы по развитию магистратуры и по созданию новых лабораторий.
Развиваются и другие тематики, например теоретическая информатика и прочие математикоемкие области, вплоть до алгебраической топологии. Несколько лет назад на факультете была создана группа робототехники. Недавно мы обсуждали первые результаты работы группы на заседании ученого совета факультета. Есть основания надеяться, что это начало развития нового для нас направления.
— Чем отличаются академические стандарты в области компьютерных наук от стандартов, например, в математике?
— Поскольку я как математик смотрю на эти стандарты отчасти со стороны, их особенности мне видны очень отчетливо. Основное: компьютерные науки очень молоды, динамичны и очень востребованы индустрией. Из этого вытекает все остальное. Например, по-настоящему успешный исследователь в области компьютерных наук должен иметь опыт реализации прикладных проектов или хотя бы участия в таких проектах. Академическое IT-сообщество не так велико, как хотелось бы, и это еще одна проблема, на решение которой было направлено создание ФКН. И здесь за десять лет также удалось сделать многое.
Есть научные группы, которые работают на стыке компьютерных наук и математики, и там многое похоже на математику. А есть группы, которые ближе к разработке технологий и экспериментам, и их деятельность примыкает к естествоиспытанию и инженерии. В таких областях принято работать не в одиночку, а группами. Здесь важны публикации не в академических журналах, а на конференциях, — это быстрее и больше соответствует атмосфере сообщества. Наличие публикации на конференции уровня A* по рейтингу CORE превращает совсем молодого специалиста, студента или аспиранта, в авторитетного исследователя и придает уверенности в правильности выбранного пути.
Внешние факторы в компьютерных науках также играют важную роль. Если решение знаменитой математической проблемы, которая столетиями оставалась открытой, воспринимается скорее как нечто непонятное и забавное и не вызывает значительного общественного интереса, то результатов последних исследований в области искусственного интеллекта люди ждут с надеждой, а иногда и с тревогой. А для молодого исследователя важно ощущение того, что его работа кардинально меняет мир здесь и сейчас. Тем, для кого это значимо, компьютерные науки подходят как нельзя лучше.
— Как организовано вовлечение студентов в исследования?
— Стандартный для Вышки формат — это привлечение студентов начиная с первого курса в качестве стажеров-исследователей в научные лаборатории факультета. На ФКН сейчас 17 лабораторий, в каждой не менее десяти стажеров, и у заинтересованных студентов есть реальная возможность включиться в научную работу. Здесь студент проходит через все этапы: собеседование, выбор темы, сбор документов для приема на работу, проведение экспериментов, участие в обсуждениях и работа в команде, подготовка статьи к публикации, выступление на конференции. Со временем к этому добавляется работа с младшими товарищами, помощь в организации семинаров, оформление командировок и отчетов по ним. После всего этого молодой специалист либо сделает осознанный выбор в пользу научной карьеры, либо так же осознанно решит, что это не для него.
Вне зависимости от работы в лаборатории студенты старших курсов ежегодно пишут курсовую или дипломную работу, трудятся над курсовым проектом, работают с научными руководителями, проходят стажировки и практики в научных институтах и исследовательских центрах компаний. Это именно тот опыт, который нужно приобрести в студенческие годы.
— Как вы оцениваете развитие компьютерных наук в России за последние годы? Какие тенденции в этой области вы считаете наиболее перспективными?
— На мой взгляд, за последние годы достигнуты впечатляющие результаты. Конечно, у нас была достаточно низкая стартовая база. Но тем отраднее видеть, в какой точке мы находимся сейчас. Можно смотреть на сугубо академические показатели — рейтинги, число и качество публикаций, уровень цитируемости, защищаемость, остепененность, участие в коллаборациях и т.п. И здесь все хорошо. Но для компьютерных наук не менее значимы результаты практического использования полученных знаний. Многие люди, посещающие разные страны, отмечают высокий уровень развития финансовых технологий в нашей стране. А разработки, связанные с искусственным интеллектом, в последнее время, без преувеличения, творят чудеса. И очень приятно осознавать, что заметный вклад в эти чудеса вносят сотрудники, выпускники и студенты ФКН.
— Что вы сами считаете самым большим своим достижением?
— Есть несколько теорем, которые, надеюсь, останутся после меня; хочется верить, что будут и другие. Когда я начинал работать в качестве декана, самому было интересно, продолжу ли я заниматься алгеброй. Но в последние годы я делаю даже больше работ, чем в молодости, их принимают в хорошие журналы. В 2020-м мы создали в Вышке Лабораторию алгебраических групп преобразований, и наша научная группа оформилась как подразделение. Если говорить о внешней оценке, горжусь тем, что в 2008-м получил грант Пьера Делиня.
Успех факультета — это результат работы большого количества людей как внутри ФКН, внутри Вышки, так и в партнерских организациях. Смею надеяться, что в этом успехе есть и мой вклад, и с радостью записываю это в свои достижения.