• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление талантами: познакомить, подружить, поддержать

О кадровых резервах Вышки и проектах развития

В течение многих лет на мероприятиях кадровых резервов, таких как выездные семинары, рабочие встречи, мастерские и даже предновогодние посиделки, новые поколения преподавателей и исследователей, а затем уже и перспективные сотрудники административных подразделений Вышки, имели возможность познакомиться друг с другом, встретиться с ключевыми экспертами в различных областях знания, а также с руководителями университета, факультетов, институтов и лабораторий. Принять важные решения относительно собственного развития в университете, оформить новую идею, найти партнеров и друзей.

Анастасия Степанова, заместитель проректора:

«В этом году мы не только производим ребрендинг наших программ управления талантами, но и слегка меняем фокус развития этих программ. Когда-то в 2009 году я попала в программу «Кадровый резерв» как новый преподаватель в Вышке. Это было зажигательно! В программе развивали наши навыки, мотивировали нас на «свершения», и в то же время было очень весело. Со многими участниками программы мы остались друзьями. Многое изменилось за эти 15 лет в науке и в мире. Ученые используют генеративные системы для работы с текстами. Сбор данных ускорился благодаря навыкам программирования. BRIC из редко упоминаемой в статьях инициативы стал огромным союзом BRICS+. А юные участники программы управления талантами дают обратную связь длиной в десятки страниц вместо скупого «все ок» миллениалов. Сегодня я координирую программу управления талантами, где теперь есть как «академики», так и группа управленцев. И наша основная задача сегодня — настроить программу так, чтобы она отвечала современным потребностям растущих сотрудников Вышки и органично вписывалась в кадровую политику университета».

В уходящем учебном году мы наблюдали сближение между академическим и административным кадровыми резервами. В середине марта в Вышке впервые прошел интегратор проектных идей, где участниками программ были презентованы проекты по развитию университета и сформировано 27 команд для дальнейшей совместной работы. Среди них 8 проектов, которые реализуются совместными усилиями академиков и администраторов. В конце мая был проведен первый совместный выездной семинар «Проектная культура и проектный менеджмент в университете», где коллеги смогли глубже изучить феномен проектной деятельности и подходы к управлению проектами. На семинаре выступили: Вадим Радаев, Сергей Рощин, Иван Аржанцев, Анастасия Степанова, Александр Ларичев, Евгений Казарцев, Дмитрий Пронин и Александр Минаев. В качестве экспертов-наставников с проектными командами работали выпускники академического и административного кадровых резервов Владимир Щур, Денис Стукал, Андриан ВлаховМихаил Комаров, Дарья Мальцева, Дмитрий Подухович, Никита Маткин, Алена Денисова, Кирилл Собянин, Марина Факова, Владимир Сыченков, Анна Безукладникова, Анна Козырева, Дмитрий Ефимов, Анастасия Коваленко, Александр Холмогоров, Максим Шевелев, а также Игорь Олейников и Ольга Гусева.

Татьяна Мамбергер, руководитель Программы академического кадрового резерва, начальник Центра по работе с группами высокого профессионального потенциала, заметила, что:

«Программа академического кадрового резерва для была создана руководителями нашего университета в 2007 году в целях — «познакомить, подружить и поддержать» молодых преподавателей и исследователей Вышки. Познакомить с университетом, академическим миром, друг с другом. Подружить, создав условия для взаимодействия. Поддержать финансово и экспертным советом. За эти годы программа показала свою целесообразность, выросло новое поколение академиков, значимая часть которых стали не только сильными преподавателями и учеными, но и руководителями академических проектов самого разного масштаба. В 2015 году в Вышке появилась программа административного кадрового резерва, которая эффективно работает на развитие горизонтальных связей и вовлечение коллег в решение задач университета. Наши программы, да и мы, их руководители, всегда дружили. Приглашали друг друга на мероприятия и вместе обсуждали вместе самые разные вопросы. В этом году было принято решение подойти к вопросу взаимодействия более системно — создать площадку для возможного сотрудничества. У нас нет задачи слить воедино две программы, мы понимаем, что это разные виды деятельности, но, надеемся, что «познакомить, подружить и поддержать» академиков и администраторов, у нас получится».

По мнению Юлии Фалькович, руководителя Программы административного кадрового резерва, директора Центра научной интеграции, внутренняя логика развития университета и внешние вызовы — кадровая подвижность, стремительное развитие искусственного интеллекта, которое требует кардинальной перестройки инструментария преподавания и проведения исследований, а также сложившихся административных процессов, — способствовали сближению академического и административного кадровых резервов:

«Главная ценность программы и формируемого ею сообщества заключается в построении устойчивых горизонтальных связей внутри университетской корпорации — между администраторами разных уровней, а также администраторами и академиками в целом. В идеальной ситуации университет является единой средой с точки зрения ценностей и культуры.

Появление новых сотрудников, а также различия в ментальности между администраторами и академиками, создает потребность в постоянной работе по сплочению и совершенствованию отношений между сотрудниками университета. Проекты кадровых резервов являются значимыми элементами этой работы. В контексте современных вызовов коммуникация выходит на передний план, и лучшей формой коммуникации нам видится совместная деятельность. Если вы хотите узнать и понять человека, то вам следует реализовать с ним общий проект».

Владимир Щур, заведующий Международной лаборатории статистической и вычислительной геномики, профессор:

«На стартовых семинарах академического кадрового резерва при общении с руководством, проректорами университета, участники традиционно высказывают много предложений и пожеланий по поводу тех или иных аспектов работы и жизни в Вышки. Философия кадрового резерва: если у вас есть идея, проявите инициативу и реализуйте ее. Проектный семинар — это инструмент, который дает такую возможность. Это способ перейти от идей к активным действиям. Это способ понять, что внедрение любой идеи, изменение любого процесса в столь большом университете влечет за собой изменение других процессов, которые, на первый взгляд, могут быть никак не связаны с реализуемым проектом. Требуется взаимодействовать с большим количеством людей из разных подразделений. Приходит открытие, что часто идеи не так уж и новы. Они не реализованы, потому что это противоречит другим хорошо отлаженным процессам. Или что требуется значительно больше ресурсов, чем казалось на первый взгляд. А иногда красивое решение — совсем не то же самое, что оптимальное решение, которое, в свою очередь, может выглядеть не столь элегантно, зато эффективно. Оно может с существенно более низкими затратами решать поставленную задачу. Наверное, этот момент проектной деятельности особенно не укладывается в мировоззрение «академиков», где красивое исследование может быть самодостаточным без каких-либо экономических оценок.

Таким образом, вовлечение резервистов в выполнение проектов — это способ заглянуть в бездонную глубину университетского механизма и начать активно с ним взаимодействовать.

Еще до начала семинара мы объявили, что ни один проект не будет закрыт. Целью было отточить поставленные задачи, методы решения, планы по реализации. Как наставники, мы иногда подсказывали возможные пути развития, что-то проверяли на прочность и искали слабые места, где-то просто хвалили и радовались за коллег. Команды воспринимали наши комментарии по-разному: одни были открыты и брали наши предложения в работу, другие отстаивали свои идеи и уходили в глухую оборону. Думаю, и те, и другие эмоции — это здорово. Здорово, что коллеги готовы воспринимать опыт, но и замечательно, что они защищают свой проект, свое детище. Не всегда новые идеи срабатывают, и любой эксперт будет выискивать риски. Но если вы не верите в свой проект, он точно не будет реализован. Если верить, то обязательно появится новое».

Алина Вахрушина, старший преподаватель Высшей школы бизнеса:

«Наш проект, посвященный поддержке преподавателей по интеграции принципов устойчивого развития в учебные дисциплины, объединил в себе не только представителей двух кадровых резервов, но разных кампусов Вышки (Москва, Нижний Новгород, Пермь)! Выездной семинар в Вороново — это идеальное время для очной, живой встречи нашей команды, обсуждения всех вопросов, построения планов на будущее. Очень благодарны организаторам за подобную площадку для обсуждения нашей проектной идеи, получения конструктивной обратной связи от экспертов. Здорово, что с этого года два резерва так сблизились между собой. Я уверена, это будет существенным драйвером развития академической среды нашего вуза!»

Владимир Сыченков, доцент Института медиа Факультета креативных индустрий, руководитель майнора «Публичные конфликты и управленческая риторика»:

«Практика совместных событий академического и административного кадровых резервов — новая и важная практика, потому что обычно это два принципиально разных и почти не пересекающихся мира. В Вышке мы редко встречаем микс «академиков» и «администраторов», который в своем кругу называем «кентавры». Яркий пример — первый проректор Вадим Валерьевич Радаев.

Что дает объединение резервов на выездных семинарах? Новые связи — на индивидуальном, социальном и проектном уровнях. «Академики» устремлены к высоким материям, администраторы знают — как тот или иной проект лучше организовывать в Вышке. Проблемы проектной культуры в университете зачастую в этом разрыве, который можно преодолеть при сближении позиций и просто при желании посмотреть на проблему с другой стороны.

Как я говорю, прекрасен замысел изменить университетский мир к лучшему. Однако иногда это похоже на то, что мы помогаем бабушке перейти дорогу раньше, чем услышим от нее, что вообще-то ей было нужно в другую сторону.

Так на семинаре запомнился проект по популяризации результатов СОП (студенческой оценки преподавания) среди тех преподавателей, которые его «игнорируют». Команда, которая его инициировала, убеждена, что преподавателям надо просто получше объяснить рациональные выгоды. Я думаю, придется сначала поработать с эмоциями целевой аудитории. Посмотрим, что изменится, когда коллеги проведут первую фокус-группу. Пообщаются, так сказать, с «бабушкой»…»

27 июня