Об академической карьере урбаниста, крупных проектах по транспортному планированию и моделированию рассказывает Андрей Прохоров, доцент Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития.
доцент Высшей школы урбанистики
— С чего начиналась и как складывалась ваша академическая карьера?
— Я окончил Санкт-Петербургский политехнический университет в 2009 году по специальности «математические методы в экономике», получив квалификацию экономиста-математика. Будучи студентом, я думал о работе в одной из известных консалтинговых компаний (PwC, McKinsey и проч.), когда услышал от своего друга о транспортном планировании и моделировании, а также о группе компаний SIMETRA (на тот момент компания называлась “A+S”). Вначале мне показалось, что с моей специальностью общее здесь только слово «моделирование». Но выяснилось, что транспортное планирование тесно связано с экономикой, информатикой, математикой, социологией, теорией систем, системным анализом. В итоге с 2008 года я начал работать в SIMETRA, параллельно занимаясь исследованиями и преподаванием. Работа в компании позволила мне пройти обучение в Германии, где я получил сертификат тренера по программному обеспечению PTV Traffic Suite — самому известному и распространенному программному продукту в области транспортного моделирования. Я изучал и другие информационно-аналитические системы для моделирования и анализа данных, в том числе Open Source. Это позволило мне разработать ряд модулей для программного обеспечения PTV, которые использовались впоследствии в моделировании транспортных потоков и при анализе и обработке транспортных данных. Все эти знания очень помогали мне в преподавании, давая пищу для разговора со студентами и подбрасывая примеры из практики.
В 2013 году я успешно защитил диссертацию на тему «Методы и инструменты обоснования инвестиционных транспортных проектов на основе моделей транспортного спроса» по специальности «математические и инструментальные методы экономики» и стал кандидатом экономических наук. Диссертация не осталась лежать на полке: ряд решений из этой научной работы я внедрял в реальные проекты, которые компания SIMETRA реализовывала в Санкт-Петербурге и других регионах России.
В разные периоды своей профессиональной деятельности я участвовал в ряде крупнейших проектов в России и СНГ по транспортному планированию и моделированию. Я руководил созданием мультимодальных моделей транспортных потоков различных российских городов, включая Санкт-Петербург и Москву, занимался непосредственно разработкой и внедрением этих моделей, а также обучением сотрудников. Эти модели применяются уже много лет для оценки планов ремонта, реконструкции и строительства транспортной инфраструктуры этих городов, перекрытия города во время каких-то мероприятий, изменения маршрутной сети общественного транспорта и др. Я разрабатывал модель транспортных и пассажирских потоков на время проведения Олимпиады в Сочи (2014), а также ряд специализированных программных модулей. В частности, там нужно было учитывать не только обычный транспортный спрос городских перемещений, но и перемещения так называемых клиентских групп — спортсменов, туристов и т.п., причем в динамике 15-минутных интервалов по каждому дню на протяжении всех дней соревнований.
В 2014 году я переехал в Москву для реализации еще более крупных и сложных проектов. В частности, я руководил работами по созданию единой транспортной модели государственной компании «Автодор». Данная модель позволяет прогнозировать трафик и рассчитывать параметры будущей транспортной инфраструктуры: какие тарифы выбрать, сколько шлюзов на пункте взимания платы установить, сколько полос движения на разных участках построить и др. В рамках этого проекта был проведен ряд масштабных исследований транспортного поведения и транспортных предпочтений, касающихся готовности автомобилистов платить за проезд по автомобильным дорогам. В ходе этих исследований были опрошены десятки тысяч граждан на европейской территории России.
Этому проекту предшествовало участие в разработке внутреннего стандарта госкомпании СТО «Автодор» 2.2-2013. Этот документ описывает методологию разработки и применения транспортных моделей для расчета текущего и перспективного трафика и тарифов на платных дорогах.
Одним из самых масштабных и сложных моих проектов была разработка в рамках информационно-аналитической системы Минтранса России мультимодальной транспортной модели всей России, которая с учетом влияния транспортных потоков других стран описывала грузовые и пассажирские потоки на всех основных видах транспорта (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный). Данная система позволяет анализировать и прогнозировать транспортные потоки в различных социально-экономических условиях, а также рассчитывать различные сценарии применительно практически к любым видам крупных инфраструктурных инвестиционных проектов, таким, например, как строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей.
В Москве я продолжил свою преподавательскую работу в Автомобильно-дорожном техническом университете (МАДИ), а позже — в НИУ ВШЭ. В настоящее время я параллельно занимаю должность технического директора группы компаний SIMETRA и в этом качестве неоднократно руководил разработкой информационно-аналитических систем для органов муниципальной власти Москвы. Но сегодня своим основным делом в компании я считаю создание российского программного обеспечения — цифровой платформы RITM³ («Российский инструмент транспортного мониторинга, моделирования и менеджмента»). Ее уже используют в Санкт-Петербурге, Московской области, Челябинске, Белгороде, Свердловской области, ряде других регионов, а также на нескольких промышленных площадках и объектах.
RITM³ — цифровая платформа для планирования и управления транспортной системой. Ее аналитическим ядром являются собственные алгоритмы транспортного моделирования (в первую очередь на макроуровне) статического и динамического типа для расчета сценариев и прогноза на уровне городов, агломераций, регионов, страны. На сегодняшний день в стадии активной проработки находятся и другие типы моделей, например имитационные модели, моделирующие транспортные и пассажирские/пешеходные потоки на микроуровне, а также модели для решения различных логистических задач. Платформа позволяет создать рабочую экосистему, в которой объединяются различные транспортные данные и создаются инструменты и сервисы, позволяющие эффективно управлять транспортным комплексом и планировать его развитие. Успехи нашей разработки не раз отмечались профессиональным сообществом. Еще в 2017 году
RITM³ стала победителем конкурса Аналитического центра при Правительстве РФ в номинации «Лучшее информационно-аналитическое решение для “умного города”» (в составе единого решения консорциума компаний). В 2023 году платформа получила награду как лауреат премии журнала «Интеллектуальные транспортные системы России» за достижения в области развития цифровых технологий на транспорте и заняла первое место по направлению «Интеллектуальные транспортные системы» на конкурсе «ИТ Лидер» в рамках Kazan Digital Week.
Под моим руководством реализовывалась первая на территории СНГ макромодель динамического типа для расчета транспортной ситуации в режиме реального времени в Москве. Этот проект заложил фундамент моих будущих разработок и алгоритмов, которые в современной версии и переработанном виде применяются в различных проектах ПО RITM³, в том числе на крупных промышленных площадках.
Кроме того, я стараюсь поддерживать отраслевые и общественные инициативы. Например, активно участвую в работе Ассоциации транспортных инженеров. В целом стараюсь постоянно развиваться и повышать свою квалификацию транспортного инженера, урбаниста, ИТ-специалиста и преподавателя. В современном мире нельзя один раз получить образование и остановиться на этом — все отрасли развиваются слишком быстро. Я это принял еще будучи школьником, когда с большим интересом изучал историю McDonald’s как бизнеса, который тогда только приходил в Россию. Я навсегда запомнил несколько фраз из их «Свода правил менеджера McDonald’s». Одна из них звучит так: «Пока вы зелены — вы еще растете. Как только вы созрели — вы начинаете загнивать». Я считаю это очень правильной мыслью.
— В чем особенность вашей профессии?
— Сфера градостроительного и транспортного планирования, сфера урбанистики достаточно специфична. Это узкий рынок с точки зрения численности специалистов, что связано в том числе с узким горлышком вхождения в этот рынок: нужно потратить много времени и стараний для того, чтобы стать по-настоящему компетентным в этой области. При этом приходится не только погружаться в материалы, напрямую связанные со специальностью, но и получать множество знаний и кросс-компетенций в разных научных сферах. Как и почти на любом специфичном высокотехнологичном рынке, в урбанистике необходимо постоянно искать новое, читать и исследовать, а также развиваться в таких направлениях, как информационные технологии, анализ данных, методы и инструменты машинного обучения, искусственный интеллект и др.
В России произошел определенный провал в школе транспортного планирования, которая только сейчас постепенно восстанавливается и заполняется кадрами. Советская школа транспортного планирования, градостроительства и моделирования была одной из лучших в мире; в частности, у нее были собственные математические инструменты. В результате кризиса девяностых остались кустарные инструменты моделирования, которые долгое время не развивались. Позже пришли иностранные продукты, было много иностранных веяний, но многие достижения городского транспорта оказались утрачены. В последние годы эта отрасль снова очень активно развивается, и сегодня ситуация уже совершенно другая. Представление о правильных подходах сложилось, но квалифицированных специалистов до сих пор не хватает. Поэтому хорошие специалисты востребованы, но простым вход в мир транспортного моделирования и урбанистики в целом в ближайшее время точно не будет.