Schola продолжает знакомить вас с победителями первого конкурса совместных фундаментальных проектов «Международное академическое сотрудничество». В сегодняшнем номере — интервью с Аленой Суворовой, старшим научным сотрудником Лаборатории управления культурой и туризмом Санкт-Петербургской школы социальных наук, доцентом Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук.
— Как зародилась идея проекта «Интегрированные платформенные решения как инструмент сохранения и развития культурного наследия на примере Самарканда и Санкт-Петербурга»?
— Этот вопрос оказался неожиданно сложным. Когда уже какое-то время работаешь над проектом — обсуждения с партнерами, написание заявки, планирование мероприятий, исследования, — начинает казаться, что идея возникла как-то сама по себе. Если же начать отслеживать в обратном порядке, то идея в том виде, в котором она вошла в заявку и реализуется сейчас в проекте, сложилась из нескольких процессов.
С одной стороны, интересу к теме способствовали внешние факторы: все более активное использование цифровых технологий и методов искусственного интеллекта для сохранения и продвижения культурного наследия как объекта туризма, все расширяющееся использование в туризме платформенных решений для привлечения различных целевых аудиторий потребителей и производителей туристических услуг и товаров. При этом сфера туризма представляет собой отрасль, в которой не только происходит быстрое внедрение различных цифровых технологий, но и остро стоит задача налаживания взаимодействия между различными стейкхолдерами туристического рынка. Протекающие в настоящее время процессы цифровизации сферы туризма носят в значительной мере разобщенный характер, предоставляя цифровые сервисы в виде информации на порталах туристических направлений и различных организаций, принимающих участие в создании турпродукта; агрегаторов по продаже и бронированию различных туристических услуг; маркетплейсов по реализации отдельных туристических товаров; различных социальных медиа, представленных группами в социальных сетях, специализированными блогами и агрегаторами отзывов, обеспечивающими возможность обмена информацией. Еще более ярко подобная разрозненность проявляется в тех случаях, когда туризм связан с объектами культурного наследия, ведь тогда приходится решать задачи не только привлечения туристов, но и сохранения культурного наследия. Причем довольно часто эти задачи решаются разными участниками процесса, разными сервисами и могут противопоставляться друг другу.
Такая разобщенность может быть в значительной мере преодолена на основе целенаправленного формирования системы платформенных решений с использованием всех преимуществ сетевого эффекта таких решений. В то же время существующие платформенные решения в области культуры и туризма, их особенности и ограничения еще не исследованы в достаточном объеме, а также не исследованы те целевые аудитории, потребности и задачи которых не покрыты существующими цифровыми инструментами.
Актуальность направления исследований дополнилась текущими интересами участников проекта. В частности, уже четыре года продолжается сотрудничество Лаборатории управления культурой и туризмом и магистерской программы «UX-аналитика и проектирование информационных систем» Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук, в рамках которого реализуются различные проекты, направленные на проектирование информационных систем, решающих задачи в сфере культуры и туризма для музеев, регионов и отдельных групп туристов.
Наконец, активно развивающееся сотрудничество между Санкт-Петербургом и Республикой Узбекистан в целом и НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Самаркандским государственным университетом в частности, обсуждение научных интересов во время совместных мероприятий позволили взглянуть на эту тематику в международном контексте. Махалли Самарканда как яркий пример территориальных сообществ представляют собой уникальную целевую аудиторию при создании платформ, причем не только как конечные пользователи, но и как участники, предлагающие туристические услуги и одновременно задающие ограничения для других стейкхолдеров, ведь махалли — не только объединение граждан отдельного микрорайона, но и хранители культурного наследия.
Все это вместе — и современные вызовы, связанные с необходимостью сохранения культурного наследия в условиях цифровизации, и дополняющие друг друга научные интересы и компетенции участников проекта, и возможность изучить эти процессы в международном контексте — привело к формированию той идеи, которая нашла отражение в текущем проекте, посвященном изучению и разработке цифрового инструментария сохранения и продвижения культурного наследия и развивающегося на его основе культурно-познавательного туризма, и нацелено на совершенствование системы управления в двух крупных культурных центрах — Санкт-Петербурге и Самарканде.
Исследование данной проблематики на примере одновременно и Санкт-Петербурга, и Самарканда, территорий с богатым культурным наследием, развивающих технологии и работающих с разными целевыми группами, позволит рассмотреть вопросы цифровизации в области культуры и туризма с различных сторон, выявить как общие, так и уникальные элементы, реализовать обмен уже существующими успешными практиками.
— Могли бы вы рассказать о командах, участвующих в проекте? Как они взаимно дополняют друг друга в рамках этого сотрудничества?
— В первую очередь хотелось бы отметить междисциплинарность проекта, причем уже на уровне отдельных команд. Важной особенностью проекта является то, что в нем объединились специалисты разных научных направлений, включая управление культурой и культурным наследием, культурологию и дизайн культурного наследия, развитие туризма на базе культурного наследия, культурное наследие и развитие городов, анализ и проектирование информационных систем, экономику туризма, управление человеческими ресурсами.
Лаборатория управления культурой и туризмом имеет большой опыт реализации проектов по изучению тенденций и перспектив различных аспектов развития туризма: особенностей поведения и характера потребления туристических и культурных продуктов и услуг различными группами туристов, преимуществ территориального бренда как инструмента повышения привлекательности туристических дестинаций. А совместно со студентами программы «UX-аналитика и проектирование информационных систем» был выполнен ряд проектов, связанных с разработкой прототипов информационных систем, поддерживающих процессы в области культуры и искусства.
Привлечение к участию в проекте Санкт-Петербургской школы дизайна позволит рассматривать разработку цифровой интегрированной платформы с практической точки зрения, поскольку факультет обладает опытом коммерциализации проектов в области брендинга территорий и объектов культурного наследия, музеев и других учреждений культуры, а также демонстрации этих проектов на комплексной цифровой платформе.
Экспертиза Института управления человеческими ресурсами и развитием махаллей Самаркандского государственного университета дает доступ к изучению территориальных сообществ — махаллей — как уникальной целевой аудитории при создании платформ. Совместный проект также позволяет сравнить существующие практики сохранения и продвижения объектов культурного наследия как в Санкт-Петербурге, так и в Самарканде.
Команды объединяют свои усилия для создания интегрированных решений, которые учитывают потребности различных стейкхолдеров, включая местные сообщества. Такое сотрудничество позволяет не только сохранить культурное наследие Санкт-Петербурга и Самарканда, но и укрепить их бренды через устойчивое развитие культурно-познавательного туризма.
— Каковы основные цели и перспективы исследований, проводимых в рамках данного проекта? Какие результаты вы ожидаете получить?
— Научные результаты проекта предполагают в первую очередь комплексное изучение особенностей взаимодействия с цифровыми платформами в сфере культуры и туризма. Этот блок исследований включает:
Во-вторых, одним из направлений исследований является изучение туризма, основанного на сообществах (community-based tourism). Как следствие, в качестве результата проекта ожидается описание махаллей как, с одной стороны, объектов материального и нематериального культурного наследия, а с другой — как акторов культурно-познавательного и экологического туризма, основанного на сообществах. Кроме того, будут определены перспективы повышения привлекательности махаллей как элементов туристического бренда Самарканда на основе использования платформенных решений.
Перечисленные результаты не только позволят составить полную картину текущего состояния в области цифровизации и платформенных решений для сохранения и продвижения культурного наследия, но и создадут основу для формулирования практических рекомендаций по проектированию и использованию платформенных решений для формирования территориального бренда.
Кроме получения научных и практических результатов, мы планируем и различные форматы вовлечения широкой аудитории (в первую очередь студентов и аспирантов университетов — участников проекта) в научные исследования по тематике проекта — от студенческих проектов и публичных научно-образовательных мероприятий до разработки программы дополнительного образования, — которые дадут возможность создать совместную исследовательскую площадку, расширить спектр используемых научных методов и эмпирическую базу исследования, создать условия для повышения квалификации специалистов обоих университетов.
— Как, по вашему мнению, результаты проекта повлияют на сохранение и развитие культурного наследия в Самарканде и Санкт-Петербурге?
— Понимание особенностей работы цифровых инструментов в сфере туризма, особенно направленных на взаимодействие с объектами культурного наследия, разработанные рекомендации по созданию и использованию таких инструментов создадут основу для более эффективного вовлечения участников в процессы сохранения и продвижения культурного наследия, причем вовлечения участников из разных целевых аудиторий: и гостей региона, и производителей туристических услуг и товаров, и специалистов в области сохранения и продвижения объектов культурного наследия, и представителей региональных органов исполнительной власти, и сообществ, вовлеченных в изучаемые процессы.
Мы надеемся, что в итоге результаты проекта будут способствовать популяризации культурного наследия обоих городов, что не только повысит их туристическую привлекательность, но и укрепит культурные связи между Россией и Узбекистаном. В конечном итоге это создаст условия для более глубокого понимания и уважения к культурным традициям, что является ключевым аспектом в процессе сохранения культурного наследия.