• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вадим Радаев: «Семинар должен быть»

Социальная аксиома в академическом поле

Сегодняшний материал открывает новую рубрику, где мы будем рассказывать вам о регулярных семинарах научных коллективов Вышки, некоторые из которых работают уже не одно десятилетие. Зачем нужны научные семинары? Как они устроены? В чем секрет успешных семинаров? И какое место занимает сегодня семинар в академической жизни?

Вадим Радаев, первый проректор, заведующий кафедрой экономической социологии, заведующий Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ)

 

Как возник ваш семинар?

— Научные семинары я проводил всегда и везде, где работал, но регулярный семинар в Высшей школе экономики стартовал в 2002 году. Наша лаборатория возникла позже, в 2006 году и отчасти выросла из этого семинара. «Регулярный» в нашем случае значит проводимый еженедельно, кроме каникулярного времени. С тех пор более двадцати лет мы собираемся каждый вторник. Говорят, что наш опыт аналогов в сегодняшней Вышке не имеет. Видимо, это правда, и очень жаль.

Какое место занимает семинар сегодня в научной лаборатории? В чем специфика семинара как формы научной жизни?

— Для научного коллектива регулярный семинар не является чем-то факультативным, неким дополнительным обременением к основной работе, и тем более он не должен быть чем-то формальным, делающимся для отчетности.

Семинары — часть фундамента всей нашей работы, это и есть одна из ее основных форм. На мой взгляд, научное подразделение без регулярного семинара становится бумажной фикцией. Конечно, научная работа ведется, есть и отдельные ученые, и мини-группы, которые проводят свои исследования, но единое сообщество со своей особой средой без такого семинара трудно себе представить. Так что нужен или не нужен регулярный семинар — вопрос совершенно праздный. Это норма для любого научного сообщества.

В чем состояла идея семинара на момент его создания? Какие задачи он должен был решать? Поменялись ли эти задачи за время его существования?

— Основная идея не в том, чтобы обмениваться информацией и результатами исследований, это можно делать и без всяких обсуждений, просто читая тексты. Основная задача семинара — создавать и поддерживать творческую среду для общения коллег и для того, чтобы каждый мог с помощью других развивать свои интересы. Семинар — это открытая площадка для саморазвития, где тебе постоянно помогают твои коллеги. И эта основная задача никак не поменялась, менялись лишь формы ее воплощения и состав участников.

На сайте ЛЭСИ несколько семинаров, и со стороны складывается впечатление, что они дополняют друг друга, образуя единое целое. Расскажите о структуре вашего семинара.

— Мы сочетаем разные форматы. Есть серия семинаров «Социология рынков», где коллеги представляют результаты проделанных исследований, чтобы по итогам обсуждения подготовить публикации. Наряду с ними идут проектные семинары, где, наоборот, обсуждаются проекты и программы будущих исследований. Иногда проводится методологический семинар, где в свободном режиме обсуждаются сложные проблемы, не имеющие однозначного решения. Есть также текстологические семинары, посвященные обсуждению каких-то важных книг. Разумеется, происходят предзащиты диссертационных работ. И наконец, каждый декабрь проводится Рождественский киносеминар. Обсуждения лучше организовывать по-разному, памятуя, что к храму ведут разные пути.

Киносеминар
Киносеминар

Как удается поддерживать регулярность семинара на протяжении более двадцати лет?

— Во-первых, нужно понимать, что семинар должен быть. А во-вторых, есть правила и принципы, которыми несложно поделиться.

Прежде всего, нужно иметь постоянное ядро участников. Оно определяется просто — это своя команда, сотрудники подразделения. И важно, что для этой команды участие в семинаре должно быть обязательным, независимо от формата или обсуждаемых тем. Обязательств перед сообществом у каждого не так много, и участие в семинаре должно быть одним из них. Это, несомненно, касается присоединившихся студентов, аспирантов и стажеров. Если кто-то не может или не хочет участвовать, боюсь, что нужно прощаться.

Далее, важна регулярность проведения. Один-два семинара организовать может каждый, сделать регулярный семинар посложнее. Вовсе не обязательно следовать нашему примеру и проводить его раз в неделю, но семинар должен проходить не реже раза в месяц, иначе эффект в полной мере не достигается.

Желательно проводить семинары офлайн, чтобы коллеги встречались друг с другом и могли перекинуться хотя бы парой слов, это важно для поддержания коллектива и той самой среды. В этом смысле пандемия нас сильно расхолодила, многим захотелось большего удобства — никуда не мотаться, просто подключаясь из дома или иного места. Но, увы, в онлайне нужный эффект не достигается. Мы сейчас проводим семинары в гибридной форме, поскольку некоторые участники могут находиться в других городах или странах, и технические возможности грех не использовать. Но основной состав встречается офлайн, в аудитории.

Следующий организационный момент очень важен, даже принципиален. Если вы хотите, чтобы ваш семинар был регулярным, день и время его проведения должны быть фиксированными и не назначаться ad hoc. Нужно на берегу согласовать день и время и в дальнейшем их никогда не менять. Семинар не должен переноситься, если вы не хотите его погубить. У нас все семинары проходят по вторникам с 18:00 в одной и той же лекционной аудитории. За двадцать лет аудитория менялась, поскольку мы переехали в другое здание, но день и час оставались прежними, и все их знают заранее. Мы также просим преподавателей не назначать занятия на это время, помогая им с расписанием, если такое все же происходит.

Фиксированное время, в свою очередь, позволяет распланировать семинары. У нас график выстраивается минимум на 2–3 месяца вперед, но часто он забивается до конца семестра, поскольку всегда находятся желающие выступить или те, кого мы сами хотели бы пригласить.

Конечно, семинары нужно объявлять заранее, а за несколько дней рассылать напоминания. И, повторю, не переносить их, а если случается что-то непредвиденное с выступающим, оперативно производить замену.

Помимо рассылки анонсов по своей сети контактов и объявлений на сайтах и в телеграм-каналах желательно также приглашать каких-то экспертов целевым образом. Рассчитывать на то, что все сами прибегут, прочитав объявления, не приходится. Мы все прекрасно знаем, что коллеги неохотно посещают чужие мероприятия. Но если приглашать специально и заранее, с большой вероятностью приходят.

Семинар Социология рынков
Семинар Социология рынков

Как организовано само обсуждение?

— Я исхожу из того, что тема не самое главное, куда важнее сильный автор и хорошая работа. Качество текста важнее «своей» или «не своей» темы. К тому же, такой подход помогает раздвигать содержательные рамки. С этой же целью желательно перемежать своих и внешних спикеров, чтобы не замыкаться на самих себе и не уставать друг от друга.

Мы не обсуждаем аннотации и презентации работ, но просим представить полные тексты, неважно, статьи или проекта. Эти тексты рассылаются всем как минимум за неделю до семинара. Мне бы хотелось, чтобы рассылка шла за две недели, но не получается. В любом случае, участники семинара должны иметь возможность прочитать текст заранее, чтобы не пролистывать его на самом обсуждении — это не так эффективно, да и неуважительно по отношению к докладчику.

Для обсуждения каждого текста мы приглашаем двух дискуссантов — внутренних и внешних, молодых и более опытных. Они готовятся заранее и выступают сразу после докладчика. Причем, если докладчик ограничен во времени, то дискуссантов мы не ограничиваем.

Мы придерживаемся единых требований ко всем коллегам и в части представления текстов, и в части порядка обсуждения, неважно, профессор ты, аспирант или студент. Во время обсуждения более молодым дискуссантам даем слово первым.

В процессе самого обсуждения следует избегать известных ловушек, например, превращения семинара в бенефис докладчика. Помимо соблюдения регламента выступления желательно не вязнуть в вопросах и ответах, а быстрее переходить к обсуждению. Поэтому мы не разделяем вопросы и содержательные комментарии, тем более что абсолютное большинство вопросов (кроме чисто уточняющих) — скрытые высказывания.

Естественно, мы хотим активного вовлечения слушателей в обсуждение. К сожалению, многие привыкли сидеть в своих гаджетах, и как отрывать от экранов, я, честно говоря, не знаю, это остается на совести каждого. Но уверен, что руководитель, по крайней мере, не должен в ходе семинара сам сидеть в смартфоне, подавая личный пример вовлеченности.

Наконец, после каждого семинара мы делаем и размещаем в телеграм-канале ЛЭСИ короткие отчеты с обзором обсуждения. О подготовке отчетов лучше договариваться заранее и делать их без отлагательств. Также ведется и размещается на видеоканалах запись семинаров для тех, кто не смог присоединиться.

Как происходит вовлечение студентов в семинары ЛЭСИ как вы находите друг друга?

— Многое происходит в ходе образовательного процесса. Кроме того, все наши семинары открыты, на них может прийти любой желающий. У студентов тоже есть возможность заявиться и выступить. И в ходе семинара наши молодые коллеги обучаются стандартам академической деятельности — как писать и презентовать, обсуждать и оппонировать. Но целенаправленно мы привлекаем студентов не столько к семинару, сколько в нашу лабораторию, проводя отбор претендентов начиная с 3-го, иногда со 2-го курса. И желающих хватает: в последний раз было 24 заявки на 3 места.

Можете рассказать о наиболее значимых исследовательских или прикладных проектах, реализованных благодаря семинару?

— У нас есть целый ряд многолетних исследовательских проектов. Приведу несколько важных примеров. С 2007 года ведутся проекты про российских фрилансеров и межфирменные отношения в ритейле. С 2009 года проводится ежегодный мониторинг финансового поведения населения России. С 2012 года исследуются рынки легального и нелегального алкоголя. С 2014 года разрабатывается тема экономических и политических дискуссий и новостного потребления в российских медиа. С 2017 года реализуется проект по межпоколенческому анализу со сравнительным изучением потребительских и социальных практик разных поколений. И это не полный список. Конечно, возникли все эти проекты не благодаря семинару, но семинар способствовал их развитию.

У нас также много лет проводятся прикладные исследовательские проекты по внешним заказам, но на семинарах их мы, как правило, не обсуждаем. Семинар остается академической площадкой. Кроме того, нередко бывают ограничения публичных обсуждений, исходящие от заказчика.

Зачем нужны все эти усилия? И что семинары дают лично вам?

Многие вокруг жалуются, что коллеги плохо ходят на научные обсуждения. Звучат разные оправдания: дескать, не моя тема, не мой проект, — всегда находятся другие дела. Боюсь, люди просто не понимают, как эта штука работает.

Зачем это нужно выступающим, понятно — они получают важную обратную связь. Известно, что все наши обсуждения неизменно критические, но при этом доброжелательные к докладчику. Задача не разгромить чью-то работу, а поддержать и помочь.

А зачем это нужно остальным и мне самому? Это важный вопрос, тем более что многие темы далеки от моих личных интересов и сферы непосредственных компетенций. Тем не менее я заранее читаю все тексты, внимательно слушаю и участвую в обсуждении. Дело в том, что смысл всех этих обсуждений не в получении информации и не в прямой работе на твои собственные исследования. Хорошее обсуждение (если оно состоялось) влияет на тебя причудливым образом. Помимо расширения наших знаний оно рождает какие-то мысли, причем вовсе не обязательно связанные с обсуждаемой темой. Это хороший способ подключения мозга. А если ты не погружаешься и не вовлекаешься, этого подключения попросту не происходит.

Наконец, еще раз подчеркну, что дело не в отдельных дискуссиях, но в существовании площадки для регулярного общения, в формировании и поддержании особой среды. Последнее поважнее отдельных работ и результатов, сколь угодно интересных. Значение такой среды и ценности семинара может быть осознано не сразу, поэтому нужно быть готовым играть вдолгую.

Не могу не спросить вас о вашем киносеминаре, получившем известность за пределами сообщества экономистов и социологов. Из чего он возник и как развивался? Как вы рискнули ступить на территорию анализа кино, и что вам дал этот опыт?

— Первый Рождественский киносеминар был организован мною накануне Рождества 2003 года просто как разовая акция, своего рода проба пера. Сейчас киносеминарами никого не удивишь, их проводятся десятки ежегодно. А тогда это выглядело не совсем обычно. Первая тема звучала так: «Бумер» как преодоление «Брата-2». Вокруг семинара возник некоторый ажиотаж, и, вдохновленный первым успехом, я начал проводить Рождественский киносеминар ежегодно. И вынужден признать, что сугубо научные семинары собирают такое число участников лишь в исключительных случаях. Со временем киносеминар стал традицией (как ни крути, проводится уже более двадцати лет), и теперь меня уже месяца за два начинают спрашивать, когда он состоится и какая тема. Уже даже не спрашивают, будет он или нет.

Парадоксальным образом киносеминар посвящен отнюдь не самому фильму, который служит скорее поводом. Меня не сильно интересуют художественные качества кинокартин (хотя, конечно, фильмы стараюсь отбирать хорошие). Кинофильмы используются как сырой материал, удобный для обсуждения какой-то важной темы. И если на первых порах я выбирал полюбившиеся мне фильмы и затем думал над их содержательной интерпретацией, то теперь я начинаю с продумывания темы для обсуждения и уже под нее ищу подходящую кинокартину.

Со временем по итогам семинара появилась книга «Смотрим кино, понимаем жизнь», написанная мною в жанре социологических эссе. Она также вышла в аудиоформате, в авторском исполнении. В первое издание вошло 19 очерков (по числу прошедших семинаров), а сейчас готовится уже третье издание, в нем будет 23 очерка.

20 февраля