• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Азиатское кино «новой волны», западная литература и русский театр

Дарья Ходоренко, Ксения Максимовцова и Нели Абрамишвили о любимых книгах

Каменный Лес / Quad Cinema

старший преподаватель департамента социологии, аналитик научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» Санкт-Петербургской школы социальных наук

Для этой рубрики я решила рассказать о своем последнем увлечении — азиатском кино «новой волны». Это увлечение никак не связано с моей научной и преподавательской деятельностью. Оно появилось сравнительно недавно. До пандемии я смотрела много фильмов на международных кинофестивалях, которые регулярно проходили в Санкт-Петербурге. Фильмы выбирала случайно или шла с кем-то из друзей, полагаясь на их вкус. Перебирая разные варианты, я поняла, что мне нравится такое кино.

Так, в 2017 году на кинофестивале «Послание к человеку» я посмотрела несколько фильмов в рамках спецпрограммы «Китайские призраки. Современное независимое документальное кино Китая». Фильмы были очень малобюджетные, вроде бы даже запрещенные к показу в Китае. Они касались социальных проблем, таких как бедность, уничтожение культурного наследия и других. Пожалуй, с этих документалок можно вести начало отсчета интереса к азиатским фильмам.

Следующие фильмы я уже выбирала более тщательно. Мне сложно четко сказать, что в них во всех общего. Каждая картина — это особенный звук, нелинейная логика повествования, непривычные пейзажи. Иногда есть что-то немного мистическое. Когда я пересказываю сюжеты азиатских фильмов кому-то из близких, то часто получается нескладно. После просмотра у меня в памяти надолго отпечатываются отдельные образы городов, пейзажей, жилищ героев. Всегда остается какое-то эмоциональное послевкусие, к которому мне нужно вернуться и, уже отталкиваясь от него, восстановить в памяти сюжет.

Начинала я знакомство с картин гонконгского режиссера Вонга Карвая. Многие знают его «Мои черничные ночи» (2007) про любовь и расставания. Я бы сказала, что это самый «попсовый» его фильм. Герои и места привычны нашему глазу, актеры — американские мегазвезды, музыка в исполнении известной певицы. А вот его классический «Чунгкингский экспресс» (1994) также невероятно известен, но намного занятнее для меня. В нем показаны две истории героев в состоянии любви и переживания расставания. Интересный монтаж, красивые виды азиатского города и музыка — все это максимально погружает в другую, малознакомую мне реальность. Сравнение этих двух картин показало мне разницу голливудского и азиатского кино.

Кадр из фильма "Падшие ангелы" (1995), реж. Вонг Карвай
Кадр из фильма "Падшие ангелы" (1995), реж. Вонг Карвай
ACMI

Картина «Дыра» (1998) тайваньского режиссера Цая Минляна не оставила меня равнодушной. Фильм снят в 1998 году, но вызывает знакомые ощущения и мысли, которые были у меня во времена пандемии. По сюжету фильма несколько дней идет ливень, в городе распространилась неизвестная болезнь. В большом практически пустом здании живут двое — молодой человек и девушка. Девушка живет этажом ниже. Дыра в полу, которую случайно сотворил сантехник в квартире молодого человека, для обитателей дома становится возможностью общаться. Фильм медленный. Постепенно вслед за героями я ощутила какое-то глобальное одиночество, как будто я сама оказалась в большом сыром разрушающемся здании и дождливом городе в эпидемию.

Отдельно хочу отметить два фильма Хоу Сяосяня — «Время жить и время умирать» (1985) и «Пыль суетной жизни» (1986), а также еще один фильм Цая Минляна — «Бунтари неонового бога» (1992). Иногда кажется, что режиссеры разных фильмов ссылаются друг на друга, копируя какие-то небольшие сюжеты и детали друг у друга, переплетая героев и их жизни. В этих трех фильмах затронуты темы семьи, взросления, первой любви, а главное — культуры и быта Тайваня. После их просмотра возвращаешься в мыслях к своему опыту. Несмотря на то что фильмы о людях другой культуры, герои какие-то близкие и знакомые.

Я нахожусь еще на этапе знакомства с этим направлением кино. Из последнего, что я посмотрела и рекомендую к просмотру, — это фильмы тайваньского режиссера Эдварда Янга «Тот день на пляже» (1983) и «Тайбэйская история» (1985). Думаю, что такое кино подойдет не всем. Эти фильмы надо распробовать, постепенно погружаясь в их мир.

Хоу Сяосянь во время съёмок фильма "Кафе Люмьер"
Хоу Сяосянь во время съёмок фильма "Кафе Люмьер"
VK / Магазета

доцент департамента бизнес-информатики и операционного менеджмента Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента

С одной стороны, достаточно распространенный вопрос, с другой стороны, мне всегда было сложно на него отвечать. Мною наиболее остро чаще всего воспринимаются недавно прочитанные произведения. Эмоции от прочитанного много лет назад в какой-то степени притупляются, поэтому некоторые книги перечитываешь, фильмы и спектакли пересматриваешь. Но на протяжении всего времени меня привлекали и интересовали художественные произведения, которые имеют отношение к моей работе, а именно те, в которых главные герои — это предприниматели, купцы, в которых рассказывается о разных компаниях и производствах. Еще в школе мне нравились пьесы Александра Островского о русском купечестве, хоть там и не так много рассказывалось об их профессиональной деятельности. «Трехгрошовый роман» (1934) Бертольда Брехта показался мне в те годы учебником по экономике предприятия в художественном виде. А «Венецианского купца» (1598) Шекспира мы разбирали на лекциях по проблемным вопросам бухгалтерского учета у профессора Ярослава Вячеславовича Соколова, когда я была на 5-м курсе. Далее произведения Теодора Драйзера, его трилогия «Финансист» (1912), «Титан» (1914) и «Стоик» (1941), хотя, честно говоря, Фрэнк Каупервуд как личность был мне очень неприятен, но до сих пор некоторые эпизоды из этих романов я упоминаю на лекциях, когда, например, рассказываю про биржи — сейчас и тогда. Подобная смена темы на пару минут дает студентам возможность немного отдохнуть и в то же время не выпасть из темы. В этой же связи можно упомянуть романы Эмиля Золя из цикла «Ругон-Маккары». В частности, недавно перечитывала «Жерминаль» (1885) и обратила внимание на подробное описание доходности акций угольных шахт, других цифр, позволяющих рассчитывать такие показатели, как прибыль на акцию, соотношение капитализации этих шахт и других показателей их деятельности (то, что в оценке бизнеса мы называем оценочным мультипликатором). Когда читаешь этот роман в 15 лет, это не так сильно запоминается и обращает на себя внимание. В связи с противостоянием труда и капитала также очень запомнился роман Максима Горького «Мать» (1906), который описывает жизнь рабочих в дореволюционной России. В целом, как экономисту, жанр так называемого производственного романа представляется мне достаточно интересным, и многие из перечисленных произведений я рекомендую читать и перечитывать студентам, так как, уже имея профессиональные знания, читаешь и понимаешь эти произведения иначе.

Кадр из фильма "Жерминаль" (1993) по роману Эмиля Золя
Кадр из фильма "Жерминаль" (1993) по роману Эмиля Золя
Vodkaster - Télérama

доцент департамента политологии и международных отношений Санкт-Петербургской школы социальных наук

Если говорить о моих взаимоотношениях с искусством, то я заядлый книголюб и театрал. Также я очень люблю джаз и стараюсь регулярно посещать Филармонию джазовой музыки на Загородном проспекте, Большой и Малый зал Петербургской филармонии, Академическую капеллу. Мой любимый театр на данный момент — это Театр «На Литейном». Я посетила уже достаточно много постановок, из самых запомнившихся и полюбившихся мне — «Семейный портрет» по пьесе Максима Горького, комедия положений «Примадонны» и «Красавец мужчина». В основе всех произведений — взаимоотношения между людьми и, в частности, внутри семьи (например, «Семейный портрет»).

Что касается моих книжных предпочтений, то о них я могу говорить часами, но ограничусь упоминанием нескольких интересных произведений, с которыми мне посчастливилось познакомиться в этом году. В топ-3 этого года входят следующие книги: «С жизнью наедине» (2018) Кристин Ханны, «Свет в океане» Марго Стедман (2012) и «Воронье озеро» (2002) Мэри Лоусон. Все три книги — это семейные истории о зачастую нелегком нравственном выборе. Книга «С жизнью наедине» не оставила меня равнодушной: прекрасные описания Аляски 1970-х годов, взаимопомощь и сплоченность людей, вынужденных жить в тяжелых условиях, семейная трагедия семьи Олбрайтов, которые приехали попытать счастья и построить новую жизнь в суровом крае. Поскольку я родилась на Ямале, в районе Крайнего Севера, то всегда трепетно отношусь к книгам и рассказам о жизни северян.

Марго Стедман
Марго Стедман
Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Мордовия

Книга «Свет в океане» австралийской писательницы Марго Стедман — это книга о мучительном нравственном выборе, который приходится совершить главным героям романа Тому и Изабель Шербурн. Том, смотритель маяка, доблестно нес службу, когда к берегу прибило лодку, в которой находилась маленькая девочка. После очередной неудачной попытки завести ребенка жена Тома настояла на том, чтобы оставить девочку себе и воспитывать как свою дочь. Однако ее муж разрывается между долгом службы (как смотритель маяка, он должен был немедленно оповестить власти о случившемся) и долгом семьи. Видя, как его жена сникла и потеряла надежду, Том решается на отчаянный шаг. Однако правда все равно выплывает наружу, главные герои случайно узнают о том, кто является матерью девочки, и начинается судебное разбирательство. Действие происходило в начале XX века, где не было таких современных способов установления родственных связей, как сейчас. По данной книге был снят фильм.

Третья книга из списка принадлежит перу Мэри Лоусон. «Воронье озеро» повествует о семье в одной из провинций Канады, в которой трагически погибают родители четверых детей. Два старших брата 17 и 19 лет берут на себя опеку и уход за своими младшими сестрами, что становится тяжелой ношей для них. Один из главных героев — Мэтт — вынужден отказаться от идеи получить прекрасное образование, несмотря на свои блестящие способности к учебе. Его же младшая сестра Кейт становится профессором биологии и на протяжении всей книги чувствует вину за то, что она получила прекрасное образование и добилась положения в обществе. В общем-то довольно обычная история получилась очень живой и наполненной различными эмоциями.

Все книги, о которых я упомянула выше, я бы порекомендовала любителям семейных саг, психологических и социальных драм с историческим подтекстом.

Сейчас я читаю уже вторую книгу российской писательницы Анны Матвеевой, знаменитого автора романа «Перевал Дятлова» (2001). Сначала была книга «Завидное чувство Веры Стениной» (2015) о дружбе-соперничестве, а сейчас — эпическая семейная сага «Каждые сто лет» (2021), где главные героини — Ксана и Ксеничка — разделены целой эпохой в сто лет, но их судьбы оказываются чудеснейшим образом переплетены. Если судить о моих литературных предпочтениях, то я люблю книги с психологическим подтекстом, в исторических декорациях, где переплетены разные эпохи, семейные истории и смешение культур. А если мне хочется расслабиться после сложного дня в Вышке, то я обращаюсь к моим любимым детективам и психологическим триллерам. Мой любимый литературный герой — это невероятно харизматичный, дьявольски умный и немного самовлюбленный Эркюль Пуаро Агаты Кристи. Одноименный сериал с Дэвидом Суше в главной роли — один из моих любимых детективных сериалов.

Дэвид Суше в роли Эркюля Пуаро
Дэвид Суше в роли Эркюля Пуаро
smartfacts

Академическое произведение

Нели Абрамишвили

Профессиональная и научная литература не менее интересная тема, чем художественные сочинения. Я читаю курсы по корпоративным финансам и оценке активов (недвижимости, бизнеса, нематериальных активов), но оценка бизнеса, наверное, мне ближе всего, так как я всю жизнь параллельно с работой в высшей школе работала в оценке бизнеса и являюсь членом экспертного совета одной СРО оценщиков. В связи с этим не могу не упомянуть двух авторов, оказавших на меня влияние как на специалиста по оценке бизнеса и как на преподавателя этой дисциплины. Первый — это профессор Сергей Васильевич Валдайцев, которого я знала лично и который был официальным оппонентом на защите моей кандидатской диссертации. Он был настолько увлечен этой темой, что, как мне казалось тогда, заражал интересом к ней всех окружающих настолько, что это передавалось от одного к другому (первый интерес к оценке у меня вызвала его ученица, которая читала курс по оценке недвижимости). Его учебники до сих пор являются для меня настольными книгами, так как даже сейчас, имея 20-летний опыт работы в данной сфере и 15-летний опыт преподавания этой дисциплины, я могу найти там что-то полезное и оригинальное. А знания и опыт, полученные в ходе личного общения с ним, сложно переоценить. На мой взгляд, его работа, как научная, так и преподавательская, на много лет вперед определила вектор развития оценки бизнеса в России и как научной дисциплины, и как профессиональной деятельности.

Вторым автором является американский профессор Асват Дамодаран. Его всеобъемлющие учебники и монографии как по оценке бизнеса, так и по корпоративным финансам в целом являются одними из лучших среди множества американских учебников по данной тематике. Огромное значение имеет и комплексный подход профессора Дамодарана к своей работе — все расчеты, на которые автор ссылается в своих книгах, доступны в формате Excel на его странице в сети Интернет. Там же имеется блок статистических данных, необходимых для осуществления большинства расчетов, которые он описывает в своих работах. Он ведет блог, в котором делится своими мыслями по разным профессиональным вопросам, его лекции также можно найти в свободном доступе (даже дублированные на русский язык). Сложно представить, что еще может сделать профессор, чтобы увлечь студентов своей темой, помочь им в ней разобраться, а также дать профессионалам данной сферы максимальный спектр инструментов и методов для качественного оказания услуги по оценке. Из последнего очень интересной показалась его публикация от 7 октября 2023 года по оценке нематериальных активов в связи с IPO немецкой компании Birkenstock. Они производят не очень привлекательную внешне, но очень удобную обувь. Эта обувь стала очень популярна за последние годы, хотя компания основана почти 250 лет назад. Дамодаран пытается раскрыть роль нематериальных активов в формировании стоимости компании на данном примере.

Асват Дамодаран
Асват Дамодаран
Advisor Perspectives

Произведения, полезные в преподавании

Ксения Максимовцова

У меня есть некоторые книги и статьи, которые я всегда даю в качестве вспомогательных материалов на своих занятиях. Поскольку я отношу себя к политическим социологам, я всегда выбираю работы на стыке нескольких дисциплин. Это знаменитая книга Бенедикта Андерсона «Воображаемые сообщества» (1991) и книга теоретика национализма и социолога Роджерса Брубейкера “Nationalism Reframed”. Мне близок социально-конструктивистский подход к определению нации, который разработал Бенедикт Андерсон в своем труде. Если говорить о второй книге, то в своей работе Брубейкер вводит понятие «национализирующиеся государства», которое он применяет ко многим нациям, образовавшимся после падения коммунистических режимов в Восточной и Юго-Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Для своего курса «Языковая политика в сравнительной перспективе» я выбираю книгу David Cassels Johnson “Language Policy”. В ней содержится подробная информация о различных подходах к изучению языковой политики и планированию, основные определения языковой политики, а также объяснения выбора той или иной модели языкового планирования в различных ситуациях. Мои студенты всегда с интересом читают и комментируют эту книгу на наших семинарах.

Нели Абрамишвили

Отвечая на этот вопрос, я бы хотела обратиться не к художественным произведениям, а к кинематографу. Впервые работу преподавателя высшей школы я увидела в фильме Георгия Данелии «Осенний марафон» (1979). Я очень люблю этот фильм по многим причинам, но одна из них — это то, как терпеливо герой Олега Басилашвили работает со студентами, пытается научить их всему, что знает сам. А судя по его авторитету у коллег, знает он много. Еще один фильм — «У зеркала два лица» (1996) с бесподобной Барброй Стрейзанд, где она играет профессора литературы Колумбийского университета, — интересен противопоставлением. Второй герой — это профессор математики того же университета, который не может похвастаться такой популярностью у студентов, как героиня Барбры. Она целиком и полностью завладевает вниманием студентов, у нее переполненные аудитории и огромный авторитет, чему очень завидует ее коллега-математик и пытается учиться у нее. Она добивается этого искренностью, желанием поделиться своими знаниями и, конечно, глубоким пониманием своей темы. Ну и, если вернуться из кино в реальную жизнь, в свое время на меня большое впечатление произвели лекции профессора-антрополога Роберта Сапольски по биологии поведения человека. У него я подглядела идею давать студентам рекомендации читать заранее статьи по предстоящей теме занятия, причем указывая, какие следует прочитать полностью, а у каких достаточно прочитать только аннотацию. Дальше на семинаре можно уже просто обсуждать прочитанное и не тратить время на пересказ содержания.

 

27 марта