• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Факультет стал полноценным центром урбанистического образования и городских исследований»

Интервью с деканом факультета городского и регионального развития Евгением Михайленко

Александр Высоковский

декан факультета городского и регионального развития 

о городских исследованиях, специфике урбанистического образования и карьерных траекториях выпускников.

— Расскажите коротко о вашей академической карьере: как вы пришли в урбанистику?

— Я кандидат экономических наук, но всегда тяготел к социологии. Долгое время изучал электоральную социологию, проводил исследования в политической и социально-экономической сферах. Изучение городов и регионов для меня — логичный и методически верный способ понять, какие изменения действительно нужны жителям.

— Как происходило создание факультета городского и регионального развития? Как набиралась команда, формировались образовательные программы, какие задачи ставились во главу угла?

— Изучение урбанистики в Высшей школе экономики началось в 2003 году, когда на базе факультета государственного и муниципального управления (сейчас это часть факультета социальных наук) была создана кафедра экономики города и муниципального управления. Тогда были запущены первые учебные программы по урбанистике и управлению городским развитием. До этого развитием городов занимались в основном архитекторы.

Александр Высоковский
Александр Высоковский

В 2010 году ректор Ярослав Кузьминов пригласил Александра Высоковского, одного из основоположников российской урбанистики, создать это направление в Вышке. В 2011 году Александр Аркадьевич открыл и возглавил Высшую школу урбанистики (ВШУ), которая сегодня носит его имя. Тогда же стартовала магистерская программа «Управление пространственным развитием городов», пользующаяся популярностью и сейчас. Помимо образовательных программ, ВШУ принимает активное участие в разработке мастер-планов городов и методологических подходов к их изучению. К примеру, в конце 2023 года мы совместно с коллегами из Индии и Китая разработали рейтинг технологического и пространственного развития городов мира.

Почти одновременно был основан Институт экономики транспорта и транспортной политики, который возглавил профессор Михаил Блинкин, крупнейший в стране специалист в области транспорта, нынешний научный руководитель факультета. Институт занимает лидирующее положение в транспортном моделировании: здесь была сформулирована концепция опорной сети автомобильных дорог, которая вошла в паспорт национального проекта «Безопасные качественные дороги», спроектированы платные дороги и обходы городов. Эксперты подразделения разрабатывают проекты приоритетного развития городского общественного транспорта.

В 2018 году несколько подразделений университета, занимающихся городской проблематикой, были объединены в факультет городского и регионального развития. Это было логичным шагом: факультет стал полноценным центром урбанистического образования, городских исследований, экспертизы, аналитики и проектного консалтинга.

Михаил Блинкин
Михаил Блинкин

В 2021 году создан Центр социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ). Центр оказывает экспертно-консультационные услуги в сфере коммуникаций и проводит социологические исследования в городской и социально-экономической сферах: экспертные интервью, фокус-группы и опросы. Тогда же, в 2021 году, ректор Никита Анисимов по рекомендации Михаила Блинкина пригласил меня возглавить факультет городского и регионального развития.

В 2022 году мы открыли Центр исследований «умного города» — еще одно подразделение факультета, которое занимается цифровизацией городов.

— Каких специалистов вы готовите? Что составляет специфику образования в области урбанистики?

— Строго говоря, научного направления «урбанистика» не существует — это междисциплинарная область знаний о городе. Мы готовим профессионалов, которые работают со всем многообразием проектов городского развития: от проектов, связанных с развитием отдельных территорий, до выработки глобально новых подходов к управлению развитием городов. Наши выпускники — это городские планировщики и управленцы, способные руководить пространственным развитием территорий.

Евгений Михайленко
Евгений Михайленко

В основе всех наших образовательных программ лежит сочетание теоретических курсов и практико-ориентированных предметов. Мы учим экономике и социологии города, жилищной экономике и политике, истории урбанистики, основам экологической политики городов, особенностям работы жилищно-коммунальной инфраструктуры — тому, что необходимо для целостного понимания всех особенностей функционирования города — сложной социально-экономической системы.

Городские исследования сегодня практически невозможны без обучения техническому инструментарию: работе с геоинформационными системами, с кодом и спутниковыми снимками, со статистикой. Для полноценной реализации проектов урбанисту необходимо владеть навыками градостроительного проектирования, пространственного анализа, финансового анализа, экономического анализа, уметь понимать документы и нормативно-правовые акты.

— Какие навыки являются ключевыми для урбанистов?

— Ключевыми навыками для планировщиков и специалистов, которые профессионально работают над реализацией городских проектов, являются междисциплинарный взгляд на городскую среду и уважение ко всем аспектам городской жизни: экономической рентабельности происходящих в нем процессов, правовым аспектам градорегулирования, потребностям горожан — все это важные и неотъемлемые элементы развития городов. Сейчас особенно актуальны аналитика данных и их визуализация, умение проводить социологические исследования и строить экономические модели.

Помимо этого, очень важны умение работать в команде и проектный опыт, именно поэтому мы стараемся вовлекать студентов в реальную практику в процессе обучения.

— Как выглядит успешная карьера в области урбанистики? На какую работу нацелены выпускники ФГРР? И каковы реальные перспективы их трудоустройства?

— Перспективы трудоустройства у выпускников обширные: запрос на качественное благоустройство среды как в крупных, так и в средних и малых городах становится все более выраженным, а квалифицированных специалистов на рынке пока еще недостаточно. Повсеместно востребованы те, кто умеет разрабатывать проекты городского благоустройства на разных уровнях, воплощать такие проекты в жизнь, работать с жителями и формулировать запрос к среде в качестве заказчика.

Поскольку урбанистика междисциплинарна, то и успешная карьера в этой области может выглядеть по-разному. Наши выпускники в зависимости от своих интересов выбирают различные траектории: работу в проектном бюро, органах государственной власти, научно-исследовательских институтах, например в Институте Генплана Москвы, и в институтах развития, таких как ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ.

По результатам опросов среди наших студентов мы видим, что многие находят работу по специальности уже с 3-го курса: 60–65% учащихся старших курсов бакалавриата и магистратуры работают в профильных организациях.

Сегодня существует много федеральных программ, нацеленных на преобразование территорий, для реализации которых нужны специалисты-градостроители. Это, например, программа развития малых и средних городов, программа развития сельских территорий. Недавно были опубликованы мастер-планы для 22 дальневосточных городов, сейчас разрабатываются мастер-планы для опорных населенных пунктов российской Арктики. В феврале президент поручил разработать еще 200 мастер-планов для крупных и малых городов. Так что спрос со стороны рынка труда на наших выпускников будет только расти.

— Сотрудничает ли факультет с какими-то внешними институциями — государственными органами, бизнес-структурами?

— У факультета много партнеров: это государственные структуры и институты развития, органы власти муниципалитетов и регионов, проектные бюро и девелоперские компании. Мы реализуем совместные проекты и устраиваем стажировки, мастер-классы, воркшопы, проводим совместные исследования. Это позволяет нашим студентам, а потом и выпускникам приходить к потенциальным работодателям с уже сформированным портфолио.

— Какие исследования проводятся на факультете?

— Мы проводим городские исследования разного уровня — от изучения потребностей горожан до формирования мастер-планов территорий, анализируем рынок недвижимости, проводим социологические исследования, выявляем городские конфликты и бренды территорий, изучаем особенности городов Арктики и формируем индексы, по которым можно оценить городское развитие. Среди наших последних проектов — формирование Стратегии социально-экономического развития Обнинска как наукограда до 2040 года, мастер-план Уссурийска, представленный в прошлом году на Восточном экономическом форуме, изучение настроений жителей реновируемых районов и выявление районных достопримечательностей московской периферии, изучение доступности жилья в Москве и участие в разработке Индекса технологического и пространственного развития агломераций мира (Urban & Innovation Environment Index).

— Какие планы и перспективы у факультета в ближайшем будущем?

— В процессе реорганизации одно из наших подразделений — легендарный Институт региональных исследований и городского планирования. В ближайшее время мы планируем открыть Центр арктической и северной урбанистики — у факультета накоплен большой опыт работы с такими территориями. Коллеги из ВШУ разрабатывают мастер-план Нового Уренгоя — одного из опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ. Совместно с Институтом Генплана Москвы мы готовим комплект документов территориального планирования и градостроительного развития Великого Новгорода и Новгородского района, включающий в себя генеральный план, правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования и объемно-пространственный регламент. Также мы примем активное участие в разработке новых мастер-планов в рамках программы, инициированной президентом.

Мы продолжим вести активную научную работу, в частности, с наукоградами, городами-университетами и городами с высоким научным потенциалом. У нас уже есть опыт подготовки полного пакета документов для развития таких городов — от стратегий и мастер-планов до реформы транспорта. В частности, в настоящее время Центр СИТИ реализует уникальный проект «Город-университет» в Великом Новгороде, посвященный исследованию влияния университета на городскую среду, того, как горожане пользуются городом, насколько важен для них университет.

И конечно, мы продолжим развивать международные партнерства — совместные с белорусскими коллегами летние школы, международную магистерскую программу по цифровой урбанистике.

16 мая